А.И.Куприн «Гамбринус» « Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит»
А.И. Куприн. Фото 1913 и 1937 г.г.
Страницы бурной жизни. Борец Иван Заикин поднимает А.И. Куприна и А.Н. Будищева. Фото 1913
А.И. Куприн в водолазном костюме после спуска на морское дно и Е.М. Куприна. Фото 1911
А.И. Куприн перед подъемом на воздушном шаре. Фото 1911
Пивной бар «Гамбринус» в Одессе.
Оркестр «Гамбринус» 1910 года.Слева направо:Баянист Константин Вересковский,Александр Певзнер – «Сашка-скрипач»,Пианист Игнат Вересковский.
Рассказ Куприна «Гамбринус» появился в журнале «Современный мир» в феврале 1907 года. А два месяца спустя Куприн приехал в Одессу, пришел в «Гамбринус», расцеловал Сашку, одарил серебряным портсигаром, поднес журнал с трогательной надписью, просидел в дыму и музыке целый вечер и ушел вместе с ним. На улице Сашка по своему обыкновению купил у торговки связку бубликов, надел на шею и угощал встречных бродяг, подгулявших студентов и ночных красавиц.Пришли к Сашке домой и пили там изрядный магарыч во славу Одессы, Александра Ивановича, Могилевской губернии, Сашки, его волшебной скрипки и только что родившегося сына Аркадия, Черного моря, пивного короля Гамбринуса и одноименного заведения.
Рассказ Куприна быстро обрел собственную судьбу, удостоился одобрения самого Л.Н. Толстого, был переведен на другие языки и прочитан в других странах. Сашка же, как писал Куприн, «неизменно каждый вечер к шести часам сидел на своей эстраде со скрипкой в руках». Но в 1914 году, когда «Гамбринус» и вместе с ним Сашка не без влияния купринского рассказа превратились в своего рода достопримечательность Одессы, его завсегдатаи постепенно перекочевали в подвальчик «Тирольский грот» на Греческой улице, и вслед за ними ушел Сашка, так и не привыкший к такой громкой славе.
Потом Сашку закрутило, понесло по Одессе: он играл в иллюзионах «Ренессанс» на Прохоровской, «Океан» на Колонтаевской, подвальном ресторане «Зимний сад» на Преображенской…В 1919 году его скрипка еще звучала в кавказском погребке «Алла-верды» - на Ольгиевской улице вблизи Нового базара. В начале лета 1920 года Сашка в компании таких же, как он безработных, обнищалых и голодных музыкантов отправился в деревню в надежде сменять куяльницкую соль на хлеб, но на обратном пути заразился тифом и с трудом возвратился в Одессу. Отзвук Сашкиной славы и отзвук Сашкиной скрипки еще звучали в памяти современников…
Скульптура "Сашка-музыкант" – детище скульптора Александра Князика, открыт в 2001 году. Прототип героя – легендарный скрипач из повести А. Куприна "Гамбринус" Александр Певзнер – реальный человек, живший в Одессе в начале прошлого века.
И, без сомнения, если не его имя, то его живое обезьянье лицо и его скрипка вспоминались изредка в Сиднее и в Плимуте, так же как в Нью-Йорке, во Владивостоке, в Константинополе и на Цейлоне, не считая уже всех заливов и бухт Чёрного моря, где водилось множество почитателей его таланта из числа отважных рыбаков.
-Какие романтические традиции вы увидели в произведении Куприна?необычный опасный мир, одинокий герой, насыщенность событиями
-В чем уже Куприн отступает от романтических традиций ХIХ века? герой некрасив(докажите текстом) пространство колоритно, но в отрицательную сторону, не вызывает эстетических чувств, замкнутое (найти в тексте прилагательные, характеризующие пространство)
Найдите описание порта, флагов, людей, языков. Какую мысль проводит автор этим описанием? Какова идея произведения?
Сашкина музыка, революция, война, «Гамбринус».Какие слова можно отнести к явлениям жизни, а какие к явлениям смерти?Ещё одна антитеза в рассказе-противопоставление живого и неживого.
Небольшой по объёму рассказ, а сколько общечеловеческих вопросов в нём поднято. Каких?-национальный вопрос;-вечный вопрос еврейского народа;-добра и зла, жизни и смерти, подлости, предательства и высоты человеческой души;-вопрос искусства, которое всё перетерпит и всё победит.
« Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит» Кому принадлежат последние слова в рассказе? Счастливый или нет финал рассказа?