Идея двоемирия в малой прозе И. Бунина 1890 – 1900-х годов «Да, я не посрамил ту литературу, которую полтораста лет тому назад начали Карамзин и Жуковский», - со спокойной уверенностью утверждал на склоне лет И. А. Бунин. Оказавшись в зрелые годы на чужбине, именно этот писатель стал в глазах первого поколения русской эмиграции олицетворением верности лучшим традициям отечественной культуры. Вместе с тем о Бунине уже при его жизни заговорили как о блестящем мастере не только российского, но и мирового масштаба. Именно И. А. Бунину в 1933 году, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе
Творчество писателя занимает в критике и литературоведении достаточно большое место: Афанасьев В. «И.А. Бунин. Очерк творчества», Кучеровский Н. «Бунин и его проза», Мальцев Ю. «И. Бунин»,Михайлов О. «И. А. Бунин. Очерк творчества»,Михайлов О. «Жизнь Бунина», Смирнова Л. «И.А. Бунин. Жизнь и творчество» и другие. Изучением отдельных аспектов творчества И. Бунина занимались исследователи: Ю.Айхенвальд, А. Бабореко, А. Жолковский, И. Ильин, М. Иофьев, Л. Колобаева, О. Сливицкая, Ф. Степун, В. Ходасевич и другие.
Предмет наблюдения – двоемирие, его формы, функции и способы манифестации в художественном тексте.Объект исследования – новеллы И. Бунина 1890 – 1900-х годов «В поле», «Заря всю ночь». Цель исследования – определение сути двоемирия в прозе И. Бунина 1890 – 1900-х годов.
Задачи исследования:- охарактеризовать понятие двоемирия в эстетике романтизма и искусстве модернизма;- выявить специфику ситуации двоемирия в произведениях символистов в сравнении с романтиками;
Задачи исследования:- рассмотреть функцию образа-символа как главного средства изобразительности в творчестве символистов и И. Бунина;- проанализировать новеллы И. Бунина в русле представлений о ситуации двоемирия;
Задачи исследования:определить функции мотива сна в новеллах И. Бунина;- выявить особенности художественного метода И. Бунина.
Гипотеза: И. Бунин, заимствуя саму идею двоемирия у романтиков, наполняет ее иным, более глубоким содержанием.Положения, выносимые на защиту: - идея двоемирия получает развитие на протяжении XIX – XX веков в искусстве романтизма и модернизма;- у И. Бунина двоемирие имеет иную природу и выполняет иные функции; двоемирие у И. Бунина тесно связано с мотивом сна;- в самом общем виде двоемирие у И. Бунина – это противостояние экзистенциальной сущности бытия и жизни человека.
Методологическая база исследования опирается на труды:Бахтин М.М. «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа», «К методологии гуманитарных наук», Корман Б. О. «Изучение текста художественного произведения»,Скафтымов А. П. «Тематическая композиция романа “Идиот”», «К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы», Тюпа В. И. «Аналитика художественного». Новизна исследования : проблема двоемирия представлена на новом, онтологическом уровне, который был обозначен, в частности, Ю. Мальцевым, но в контексте малой прозы писателя 1890 – 1900-х годов не рассматривался /Ю. Мальцев. И. Бунин. М., Посев, 1994/.
Актуальность работы связана с возникшим в конце нашего столетия интересом к творчеству И. Бунина, основная тема которого – трагическая судьба личности, роковым образом зависимой от катастрофичности мира и бытия в целом, и вниманием к неореализму как методу, синтезирующему и обогащающему традиции предшествующих направлений. Практическая значимость исследования определяется совершенствованием техники литературоведческого анализа и возможностью использовать данный материал на занятиях по Серебряному веку и творчеству И. Бунина.
Введение Глава I. Истоки двоемирия у неореалистов: двоемирие романтиков и символистов в оценке литературоведов Часть 1. Идея двоемирия в эстетике романтизмаЧасть 2. Идея двоемирия в эстетике символизмаГлава II. Формы презентации идеи двоемирия в новеллах И. Бунина 1890 – 1900-х годовЧасть 1. Художественный мир рассказа «В поле» и идея двоемирия:П. 1. 1. Мотивные доминанты в рассказе: поле /пустыня – закатП. 1. 2. Система оппозиций в рассказе: ночь/метель, сон/бессонница – смертьП. 1. 3. Хронотопы в художественном мире рассказа: зима – лето/былое П. 1. 4. Идея двоемирия в рассказе: быт/челдовек – Бытие Часть 2. Особенности двоемирия и пути его реализации в поэтике рассказа «Заря всю ночь»:П. 2. 1. Идея двоемирия и ее реализация в заголовке рассказаП. 2. 2. Идея двоемирия и ее реализация в сюжете рассказаП. 2. 3. Идея двоемирия и ее реализация в фабуле рассказа П. 2. 4. Идея двоемирия и мотив сна в рассказеЗаключениеСписок использованной литературы
Теоретическая основа главы I «Истоки двоемирия у неореалистов: двоемирие романтиков и символистов в оценке литературоведов»:Берковский Н. Я. «Романтизм в Германии», Берковский Н.Я. «О романтизме и его первоосновах», Ботникова А. Б. «Э. Т. А. Гофман и русская литература», Волков И. Ф. «Романтиз как творческий метод», Жирмунский В. М. «Теория литературы.Поэтика.Стилистика», Карельский А. В. «От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы», «Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур»
Теоретическая основа главы I «Истоки двоемирия у неореалистов: двоемирие романтиков и символистов в оценке литературоведов»: Белый А. «Символизм как миропонимание», Колобаева Л. А. «Русский символизм», Лотман М. Ю., Минц З. Г. «Символизм», Мущенко Е. Г. «Русская литература XX века», Смирнова Л. А. «Русская литература конца XIX – начала XX века», Тимина С. И. «Русский XX век»
Введение Глава I. Истоки двоемирия у неореалистов: двоемирие романтиков и символистов в оценке литературоведовЧасть 1. Идея двоемирия в эстетике романтизмаЧасть 2. Идея двоемирия в эстетике символизма
Глава II. Формы презентации идеи двоемирия в новеллах И. Бунина 1890 – 1900-х годовЧасть 1. Художественный мир рассказа «В поле» и идея двоемирия:П. 1. 1. Мотивные доминанты в рассказе: поле /пустыня – закатМир социального бытия – герои, усадьбаМир природы – поле/пустыня жизнь – смерть Мир Бытия – закат
Глава II. Формы презентации идеи двоемирия в новеллах И. Бунина 1890 – 1900-х годовЧасть 1. Художественный мир рассказа «В поле» и идея двоемирия:П. 1. 2. Система оппозиций в рассказе: ночь/метель, сон/бессонница – смерть Бытие (холод, смерть)состояние природы состояние человеканочь/метель сон/бессонница беспокойство наслаждение одиночество отдых Человек – Природа
Глава II. Формы презентации идеи двоемирия в новеллах И. Бунина 1890 – 1900-х годовЧасть 1. Художественный мир рассказа «В поле» и идея двоемирия:П. 1. 3. Хронотопы в художественном мире рассказа: зима – лето/былое ГероиЖизнь в усадьбе – реальная, жизнь в воспоминаниях -настоящая жизнь – зима иллюзорная жизнь - летометель, холод, одиночество счастье, веселье, родные сознание подсознание иллюзорная существеннаядействительность действительность
Глава II. Формы презентации идеи двоемирия в новеллах И. Бунина 1890 – 1900-х годовЧасть 1. Художественный мир рассказа «В поле» и идея двоемирия:П. 1. 4. Идея двоемирия в рассказе: быт/человек – Бытие Человек 1. Быт (повседневные дела и заботы) – иллюзорное, преходящее 2. Закат жизни – осознание жизни вообще Бытие(мрак, смерть)
Глава II. Формы презентации идеи двоемирия в новеллах И. Бунина 1890 – 1900-х годовЧасть 2. Особенности двоемирия и пути его реализации в поэтике рассказа «Заря всю ночь»: мир личности ----------------- социальный мир сознание – подсознание день – ночь реальность – сон
Глава II. Формы презентации идеи двоемирия в новеллах И. Бунина 1890 – 1900-х годовЧасть 2. Особенности двоемирия и пути его реализации в поэтике рассказа «Заря всю ночь»: Бытие жизнь по законам сердца, подсознания Личность жизнь по законам разума, сознательная жизнь быт
Двоемирие Бунинаромантизм символизм форма содержание психологическое двоемирие: подсознание – реальность онтологическое двоемирие: Бытие, человек Космос – сознание подсознание Природа быт Бытие
Двоемирие Бунинадобро – зло человек – экзистенция энтузиасты – филистерыземное - неземное
Двоемирие Бунина романтизм символизммечта – реальность сознание – подсознаниемир личности – окружающая действительностьреальность – сон сознание – подсознание зима – лето поле – хуторок сад – домдень – ночь здесь – там когда-то – сейчас
«Называть меня реалистом, значит, не знать как художника», - замечал И. Бунин.