Брюсов Валерий Яковлевич 1873-1924
Жизнь и творческий путь
Его дед по отцу, как и некоторое время его отец, был крепостным. После выкупа вольной дед сначала был печником, а затем, открыв пробочную торговлю в Москве, стал купцом 2-й гильдии. Дед по матери, А. Я. Бакулин, купеческий сын, разоренный пожаром, занимался сельским хозяйством, был писателем-самоучкой. В Москве он входил в Суриковский кружок (1872—1880) и в 1864 г. издал "Басни провинциала". Он был первым литературным учителем Брюсова. Рассказ о том, как однажды дед видел Пушкина, произвел на мальчика "сильнейшее впечатление". Отец Брюсов с молодости занимался самообразованием — изучал математику, медицину, читал Маркса, Бокля, Дарвина, Писарева, Чернышевского, близко знал многих революционеров. Отец собрал домашнюю библиотеку, которой Брюсов начал пользоваться уже с 4 лет. Страсть к чтению становится его главным увлечением. Сочинять прозу, стихи и статьи Брюсов стал с тех пор, как научился писать. Одно из самых ранних его произведений — "комедия" "Лягушка", написанная в возрасте 4 лет. Первой публикацией было "Письмо в редакцию" детского журнала "Задушевное слово" (1884).
Валерий Брюсов — русский поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря в Москве в зажиточной купеческой семье. Круг интересов гимназиста Брюсова — это литература, история, философия, астрономия
Начало творческого пути В 1894—1895 гг. Брюсов издает три небольших выпуска сборника "Русские символисты", в которых дает образцы "новой поэзии", вплоть до знаменитого своего одностишия ("О, закрой свои бледные ноги") в духе французского символизма. Сборники состояли в основном из стихов самого Брюсова Это был первый коллективный манифест русского модернизма в России. Реакция на сборники была скандальной и оглушительной.
В 1895—1899 гг. Брюсов пишет фантастический роман об инопланетянах "Гора звезды", обращается к незавершенномузамыслу "История русской лирики", задумывает исследование об Атлантиде, "Философские опыты", приступает к изучению стиховедения. В этот период он сближается с известными писателями символистской ориентации: К. К. Случевским, К. М. Фофановым, Ф Ф. Соллогубом, Д. С. Мережковским, 3. Н. Гиппиус
Еще студентом Брюсов ездит в Крым, на Кавказ, посещает Ригу, Варшаву. В 1897 г. впервые выезжает за границу, в Германию. В этом же году женится на Иоанне Матвеевне Рунт, ставшей его спутницей жизни и помощницей в литературных делах.
С 1900 г. активно печатается в московской газете "Русский листок", в журнале по оккультизму и спиритизму "Ребус" С конца 1902 г. поэт некоторое время состоит секретарем журнале Мережковских "Новый путь", публикует стихи, статьи, заметки, а также ведет рубрику "Политическое обозрение". В это же время он входит в состав комиссии Московского литературно-художественного кружка, а с 1908 г. — председатель ее дирекции.
В 1903 г. выходит четвертый сборник стихов писателя "Urbi et Orbi" ("Граду и миру"). Характерной чертой сборника являлось и воспевание поэтом судьбы, рока, иногда в форме "мечты", иногда "мудрого змия" или "другого". В отделе "Думы. Искания" Брюсов писал: Я в жизнь пришел поэтом, я избран был судьбой И даже против воли останусь сам собой. Я понял неизбежность случайных дум своих, И сам я чту покорно свой непокорный стих. В моем самохваленьи служенье Богу есть,— Не знаю сам, какая, и все ж я миру весть!
Сборник "Венок. Стихи 1903— 1905 гг.", (1906) стал первым по-настоящему крупным успехом поэта. Как ответ на манифест 17 октября 1905 г. он писал: На этих всех, довольных малым, Вы, дети пламенного дня, Восстаньте смерчем, смертным шквалом, Крушите жизнь — и с ней меня!"
В 1904—1908 гг. Брюсов является организатором, бессменным руководителем и ведущим автором главного журнала русских символистов "Весы". Журнал, по замыслу Брюсов, предназначался для объединения всех символистов и выработки единой эстетической программы "нового искусства". Именно в "Весах" отчетливо обозначилось углублявшееся со временем расхождение Брюсов как с "младшими", так отчасти и "старшими" символистами (Мережковским, Гиппиус). После закрытия "Весов" (1909), с сентября 1910 г. в течение двух лет Брюсов становится заведующим литературно-критическим отделом журнала "Русская мысль".
В 1907—1913 гг. Брюсов помимо поэзии активно занимается переводами, прозой, драматургией. Разрыв, наметившийся в 1905 г. между Брюсовым и символистами религиозно-теургического направления, после появления статьи Брюсова "О "речи рабской", в защиту поэзии" (1910), направленной против мистического истолкования символизма Вяч. Ивановым и Блоком, стал еще глубже, ознаменовав собой общий кризис русского символизма.
В первую мировую войну Брюсов в качестве корреспондента много месяцев провел на театре военных действий. Вначале эта война казалась поэту последней ("Последняя война", 1914), способной преобразить в лучшую сторону человеческую жизнь. Однако через два с половиной года, мнение о ней Брюсова изменилось ("Тридцатый месяц", 1917). Разочаровываясь в исходе войны и политике, Брюсов все глубже уходит в литературу и научную работу. Во время войны он продолжает переводить Верхарна, Метерлинка, Верлена, Гюго, Эдгара По, Данте, Уайльда, Байрона, Гете, Мольера, "Энеиды" Вергилия.
Талант Брюсова-критика проявился в многочисленных статьях и публикациях, связанных с творчеством Баратынского, Фета, Тютчева, Гоголя, Каролины Павловой, французских и русских символистов. Часть своих статей и рецензий Брюсов воспроизвел в книге "Далекие и близкие" (1912). Брюсов как стиховед, как теоретик стихосложения, помимо специальных статей, автор итоговой книги "Краткий курс науки о стихе" (1919, 1924).
Особое место в творчестве поэта занимает Пушкиниана. Он автор 82 печатных работ, посвященных творчеству поэта. Исследуя поэтическую технику Пушкина, зрелый Брюсов мечтал о том, чтобы искусство писать стихи стало "общим достоянием", доступным самому скромному литератору. Эту идею позднее разовьет "ученик" Брюсова — Н. С. Гумилев.
В конце первой мировой войны Брюсов сближается с Горьким, участвует в его издательских начинаниях, готовит с ним сборник украинской литературы. В журнале Горького "Летопись" Брюсов публикует историческое исследование "Учители учителей. Древнейшие культуры человечества и их взаимоотношение" (1917).
Разочарование в победном исходе войны после непродолжительных колебаний подготовило Брюсова к принятию Октябрьской революции. В 1920 г. он вступает в Коммунистическую партию, работает в Наркомпросе, возглавляет президиум Всероссийского союза поэтов, читает разнообразные лекционные курсы, организует (1921) и руководит Высшим литературно-художественным институтом. Послеоктябрьские, преимущественно революционные сборники стихов Брюсова ("В такие дни", 1921; "Дали", 1922; "Меа" ("Спеши"), 1924) знаменовали последний, завершающий период творчества мастера. В двух последних он демонстрирует и образцы "научной поэзии" ("Принцип относительности", "Невозвратность", "Мир электрона).
В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М. Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси».
9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве.