Жизнь и творчество Александра БлокаРабота Ширяевой Евгении.
И вот – я стал поэт.Влюбленность расцвела в кудряхИ в ранней грусти глаз.И был я в розовых цепяхУ женщин много раз.А. Блок
Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге. Его отец, Александр Львович, был профессором права в Варшавском университете, а мать, Александра Андреевна, писательницей и переводчицей.
Детство Александр провёл в основном в доме деда, известного русского ботаника - Андрея Бекетова, на лето выезжая в скромное подмосковное имение матери Шахматово. …по холмам и по ложбинам, Меж полосами светлой ржиБегут, сбегаются к овинамТемно-зеленые межи,Стада белеют, серебрятсяДалекой речки рукава…Белеет церковь над рекою, За ней опять – леса, поля…
Александр Блок окончил Введенскую гимназию, после чего поступил на юридический факультет петербургского университета, однако, проучившись там три года, решил перейти на историко-филологический факультет.
В 1903 году Александр женился на дочери знаменитого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева.
Писать стихи Александр начал ещё в детстве, но серьезно заниматься поэзией стал лишь в начале XX века. Творческий дебют поэта состоялся в 1903 году в журнале «Новый путь». Спустя год он знакомится с Андреем Белым, ставшим одним из наиболее близких друзей поэта.Первая книга Блока - «Стихи о Прекрасной Даме» - появилась накануне революции 1905 года.
Важную роль в жизни и творчестве Блока сыграли события революции 1905 года. В произведениях этого периода преобладают различные стихии (вьюга, метель). Меняются и главные герои произведений, но ими по-прежнему остаются женщины. В то время поэт был уже достаточно популярен, его стихи печатали в различных журналах - «Вопросы жизни», «Весы», «Золотое руно» - и газетах «Речь», «Слово», «Час».
Блок пишет сценарии для театра, а также выступает в качестве критика. С 1907 года он становится главой критического отдела в журнале «Золотое Руно».
Развиваются отношения поэта с другими литераторами этого времени. Он становится постоянным посетителем «Кружка молодых», в который входят деятели искусства нового времени.
В то же время Блок знакомится с актрисой театра Волоховой. Именно ей были посвящены сборники «Снежная маска» и «Фаина». За ними следуют сборники «Нечаянная радость» и «Земля в снегу», а также пьесы «Незнакомка» и «Песня Судьбы». Этот период в творчестве Блока довольно плодотворный: он не только пишет множество произведений и публикует критические статьи, но и выступает с докладами в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе.
Основной темой творчества Блока становится проблема взаимоотношений народа и интеллигенции, появляется всё больше произведений, посвященных родине, при этом он соединяет этот образ с образом любимой. Да, ночные пути, роковые,Развели нас и вновь свели,И опять мы к тебе, Россия,Добрели из чужой земли.Однако публицистические статьи этого периода довольно холодно были восприняты критиками. Сам поэт тоже понял, что обращение к народу через прессу у него не получилось, и постепенно стал отходить всё дальше от публицистики, вернувшись к своей любимой поэзии.
В 1909 году поэт посещает Италию. Итогом этой поездки стал цикл «Итальянские стихи», где отчетливо звучит мотив смерти, беспробудного сна былой высокой культуры и заменой ее ненавистной поэту бездуховной буржуазной цивилизацией....виноградные пустыни,Дома и люди – все гроба.Лишь медь торжественной латыниПоет на плитах, как труба.
Наследство отца, полученное после его смерти в 1909 году позволило Блоку не думать о заработке на собственных произведениях и сосредоточится на долгосрочных проектах. В это время поэт полностью самоустранился от публицистической деятельности и участия в общественной литературной жизни. В 1910 году он начинает работу над эпической поэмой «Возмездие». Через год выходит сборник «Ночные часы», а позже Блок создаёт пьесу «Роза и Крест».
В 1916 году Блока призывают в армию, где он служит табельщиком в инженерно-строительной дружине под Пинском. После революции 1917 года Блок возвращается на родину и входит в состав комиссии, расследующей преступления царского правительства. Там он занимается редактированием стенографических отчётов. По итогам этого события Блоком была написана книга «Последние дни императорской власти».
В постреволюционное время Блок вновь возвращается к публицистике. В газете «Знамя труда» появляется его цикл статей «Россия и интеллигенция». Вскоре появилась поэма «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Критика настороженно отнеслась к этим произведениям, как к несоответствующим необходимым представлениям о революции, однако отдавала должное его близости к народу.
В 1918 начинается новый этап в прозаическом творчестве поэта. Он выступает с докладами на заседаниях Вольной философской ассоциации, а также пишет несколько фельетонов. С 1918 года он начинает сотрудничать с Театральным отделом, а позднее с Большим Драматическим театром. Также Блок становится членом редакционной коллегии издательства «Всемирная литература», а в 1920 году – председателем Петроградского отделения Союза поэтов.
В отличие от С. А. Есенина, чаще всего использовавшего образы растений, Блок больше внимания уделял образам стихий, в особенности ветра. Часто в творчестве поэта встречаются такие явления как метель, вьюга, буран. Сам тон стихов Блока всегда стремительный, несущийся куда-то в даль. Часто встречаются описания заката, окрашенного огненными или кровавыми красками. Даже звёзды у него не стоят на месте.Дальше, дальше… И ветер рванулся,Черноземным летя пустырем……Путь степной – без конца, без исхода,Степь, да ветер, да ветер…
Также быстро и стремительно пронеслась и сама жизнь поэта. Он, как и многие творческие люди, сначала испытав недолгий подъём после революции, разочаровался в ней, вернее - в её результатах. Жесткие рамки, в которое стали загонять творчество, естественно, не устраивали поэта.
Вскоре разочарование и депрессия перешли в психическое расстройство, и болезнь сердца. 7 августа 1921 года поэта не стало.