Басни И.А.Крылова К уроку литературы
Басни И.А.Крылова
Кто не слыхал его живого слова?Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения КрыловаМы с каждым годом любим всё сильней.М. Исаковский
Русская басняЖанр басни полюбили русские поэты.Первые басни писал ещё в XVII веке Симеон Полоцкий.В 1-й половине XVIII века басни писали А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский.Развитие жанра басни в России относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова и И. И. Дмитриева.
Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Через несколько лет семья переехала в Тверь. После смерти отца в 1778 г Крылову пришлось поступить на службу в магистрат, чтобы поддерживать семью. Служба познакомила его с мрачными нравами провинциального суда, злоупотреблениями и взяточничеством чиновников. В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года прослужил в Казённой палате. В Петербурге он увлёкся театром, стал писать комедии. С 1794 по 1802 год опальный писатель скитался по провинции, был секретарём князя Голицына. В 1804 году вернулся в Москву. В 1806 в журнале «Московский зритель» он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.
В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем более 30 лет. Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги. В 1838 году литературная общественность отметила 50-летие его литературной деятельности. В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился на Васильевском острове. Умер И.А.Крылов в 1844году. «Дедушкой Крыловым» назвал народ своего баснописца.
Памятник Крылову В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, . Постамент памятника украшен фигурами героев его басен. До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на него собирал весь народ. Устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками Карлом Брюлловым и Александром Агиным.Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл. Небольшой рассказ, часто стихотворныйДелится на 2 части:основное повествование и мораль (нравоучительный вывод),Аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек)Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых)Персонажи (герои) – животныеДиалог (разговор двух или более героев)Разговорный язык
Жанр басни в творчестве И.А.Крылова Первую басню написал в 11 лет. Расходились книги басен огромными по тем временам тиражами, переиздавались каждые 3 – 4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200.Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, но именно те, которые есть в русских людях. Его герои – типичные для своего времени (т.е. часто встречающиеся).Многие басни написаны о каком-то реальном историческом событии, например об Отечественной войне 1812 года.Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики.Строчки разной длины, что помогает передать разговорную речь.
Из каких басен строки? Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры,Кому и как сидеть.Случилось соловью на шум их прилететь.
К несчастью, то ж бывает у людей:Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;А ежели невежда познатней,Так он её ещё и гонит.
«Соседушка, мой свет!Пожалуйста, покушай.» -«Соседушка, я сыт по горло. – «Нужды нет,Ещё тарелочку; послушай:Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»
«Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право сказки!Какие пёрушки! какой носок!И, верно, ангельский быть должен голосок!Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,При красоту такой и петь ты мастерица, -Ведь ты б у нас была царь-птица!»
«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и с илом?За дерзость такову я голову с тебя сорву.»
Хоть видит око,Да зуб неймёт.
Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, -Когда бы вверх могла поднять ты рыло,Тебе бы видно было,Что эти жёлуди на мне растут!»
«Смотри-ка, говорит,- кум милый мой!Что там за рожа?Какие у неё ужимки и прыжки!Я удавилась бы с тоски, Когда бы на неё хоть чуть была похожа.»
«Не оставь меня, кум милой!Дай ты мне собраться с силойИ до вешних только днейПрокорми и обогрей!»
Из какой басни мораль? За что же, не боясь греха,Кукушка хвалит петуха7За то, что хвалит он Кукушку.
Кто виноват из них, кто прав,-Судить не нам;Да только воз и ныне там.
Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
У сильного всегда бессильный виноват:Тому в Истории мы тьму примеров слышим,Но мы Истории не пишем;А вот о том как в баснях говорят.
Избави, бог, и нас от этаких судей.
Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдёт,И выйдет из него не дело, только мука.
А я бы повару иномуВелел на стенке зарубить:Чтоб там речей не тратитьпо-пустому,Где нужно власть употребить.
Ты всё пела? Это дело:Так поди же, попляши!
Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье,И все учёные труды,Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Эх, эх!- ей Моська отвечает,-Вот то-то мне и духу придаёт,Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки.Пускай же говорят собаки:«Ай, Моська! знать она сильна,Что лает на слона!»
«Послушай-ка, сосед,-Тут ловчий перервал в ответ,-Ты сер, а я, приятель, сед,И волчью вашу я давно натуру знаю;А потому обычай мой:С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой.»И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
«Чтоб музыкантом быть,Так надобно уменьеИ уши ваших понежней,-Им отвечает Соловей, -А вы, друзья, как ни садитесь,Всё в музыканты не годитесь».
И.А.Крылов возвёл русскую басню в оригинально-классическое достоинство. Невозможно дать большего простодушия рассказу, большей народности языку, большей осязаемости нравоучению. В каждом его стихе виден русский здравый ум. Он похож природою описаний на Лафонтена, но имеет свой особый характер: его каждая басня – сатира, тем сильнейшая, чем она коротка и рассказана с видом простодушия. А Бестужев.