Анализ рассказа М.Горького «Скуки ради Урок-практикум
Раннее творчество А.М.ГорькогоРеалистические произведения. Изображается жизнь, особенности эпохи, характеры людей в контексте времени. Романтические произведения.
Хронотоп. Пространство: -ограничено -ограничено -условно -условно Символ? Время: Расширение временных рамок
Композиция Поезд-жизнь…Станция вне жизни Кольцевая композиция станция поезд
ЭпитетыЭпитеты Равнодушное молчание Угнетающая тишина авнодушные лица Смутная зависть Тяжелый дым Пустынная равнина Равнодушное небо Одиночество и заброшенность станции Желтое море хлебов Небо ярко-голубое Степь золотисто- желтая Коричневые постройки
ПейзажПейзаж Отсутствие полутонов и оттенков Отсутствие полутонов и оттенков Так рисуют дети Так рисуют дети Контраст подчеркивает ощущение безысходности Контраст подчеркивает ощущение безысходности
Первые выводы Хронотоп замкнутый, географическая и историческая определенность относительна. Композиция кольцевая. Поезд – символ проносящейся мимо жизни. Эпитеты подчеркивают одиночество и заброшенность станции. Пейзаж контрастен эмоциональному настроению, его однообразие пугает.
Система персонажей Добродушный полный начальник Толстая его жена Пухлый ребенок с таким же, как у матери, лицом Философствующий и цитирующий знаменитостей помощник
Тема рассказа Духовная бедность, эгоистичность, готовность глумиться над беззащитным существом как следствие бесцельного, бездуховного существования.
Вопрос для дискуссии Можно ли сказать, что человек становится таким, каким делает его жизнь. Можно ли сопротивляться влиянию окружающей среды?