Творчество М. Горького.
План Современная интерпретация творческого наследия А.М. Горького.Начало литературной деятельности писателя.Романтические рассказы Горького (проблематика и поэтика).Социально-философская проблематика пьес "Мещане" и "На дне".Традиции и новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ.Последний период творчества Горького.
М.Горький(1868 - 1936)
Имя Горького знакомо любому школьнику. Горький – это «буревестник революции», певец гордых и сильных героев, первооткрыватель образа рабочего-революционера. Если судить по горьковским произведениям школьной программы («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «На дне», «Мать»), то «основоположник социалистического социализма», одним из первых радостно возвестил о неизбежности революции, восторженно принял ее; и прошел путь как «великий пролетарский художник
Поистине громом среди ясного неба прозвучало появление – уже в годы перестройки – книги Горького «Несвоевременные мысли», остававшейся более 70-ти лет советской власти под строжайшим запретом, книги, содержащей его «заметки о революции и культуре 1917-1918 гг.». Такое возвращение Горького оказалось на редкость своевременным.
В «Несвоевременных мыслях» хорошо известный Горький предстает в обличие, совершенно непривычном для нас, - критика Ленина, обличителя революции, советской власти, предсказателя грядущих народных бедствий.
Жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой и писал он про горькую участь обездоленных… И этот символический псевдоним впервые появился под рассказом «Макар Чудра», в Тифлисе, газете «Кавказ» 12 сентября 1892 г.
Первые литературные опыты Горького относятся к ранней юности, когда он, подражая народной песне, начал писать стихи. Со временем образцами для него стали романтические произведения Пушкина, Лермонтова, Гейне, а также поэзия Некрасова и Шевченко.
Первым критиком и учителем юного писателя был В.Т. Короленко, прочитавший в 1889 г. рукопись поэмы «Песнь старого дуба», написанной стихами и ритмической прозой, а также несколько стихотворений. Художественный уровень этих произведений был невысок, об этом Короленко прямо, но с большим тактом сказал молодому поэту. После этого Горький около двух лет ничего не писал, а тетрадь со стихами и поэмой сжег.
Первый рассказ А.М. Пешкова (1868-1936) «Макар Чудра», подписанный псевдонимом М. Горький, появился 12 (24) сентября 1892г. в тифлисской газете «Кавказ». Затем началась напряженная работа в периодической печати.
На рубеже XIX - XX веков в связи с промышленными и совхозными кризисами армия безработных значительно увеличилась, став объектом изучения литераторов. Внимание Горького привлекли не «экзотика» босяцкого быта, не сами трущобы, а причины, которые приводили людей туда. И это совершенно преобразило старую в литературе тему, старых героев. Горьковские босяки – продукт брожения, выражение стихийного протеста, зреющего в народной среде. Уход в босяки, бродяги означал несмиренность, нежелание мириться с участью рабов.
В изображении Горького босяки (рассказы «Челкаш», «Мальва») – не отвергнутые, а отвергавшие люди. Им противно стяжательство, мещанская тяга к сытости, суженности сферы проявления человеческой личности. Это вольнолюбцы, которым «хоть голодно, да свободно».
Едва ли не всем с детства знакомы романтические образы горьковских легенд, сказок, «песен», аллегорий, исторических сказаний. Их отличительная черта – гордая непокорность судьбе и свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой, сильный и смелый, любит ничем не стесняемую свободу, без которой нет для него подлинного счастья и которая нередко дороже ему самой жизни. («Макар Чудра», «Старуха Изергиль» и др.)
В канун 1900 г. Горький выступил с романом «Фома Гордеев». В «Анне Карениной» Толстого говорилось, что все переворатилось, но еще не уложилось в пореформенное время. В «Фоме Гордееве» изображено начавшееся «укладывание». Будучи участником народнических кружков в 80-х гг., Горький критически отнесся к учению народников, но отзвуки его воздействия все же можно найти в ранних произведениях писателя, таковы, например, мотивы жертвенности в легенде о Данко, «Песне о Соколе». Роман «Фома Гордеев» свидетельствовал об изжитости подобных увлечений.
Свои большие вещи (от «Фомы Гордеева» до «Жизни Клима Самгина») Горький строил как романы-хроники, что позволяло ему показывать не только развитие жизни человека во времени, как это делал в своих хрониках Н. Лесков, но и движение самого времени, как исторической категории. Герои оказывались соотнесенными с исторической поступью России.
Пьесой «Мещане» (1901), а также написанной вслед за ней «На дне» Горький начал жизнь драматурга.Он создал около 20-ти драматических произведений.Пьесы Горького сделали его, по словам Станиславского, «главным начинателем и создателем общественно-политической линии Художественного театра».
Заглавие пьесы «Мещане» говорит о том, что Горький обратился к теме мещанства. Писатель всегда ненавидел мещанство – как сословное и этическое явление, как класс собственников, как низменный строй человеческой души. Страшная сила мещанства в его собственнических инстинктах, слепой подверженности старине, консерватизм мышления, ненависти ко всему новому. Мир мещан – уродливый мир стяжателей, неумолимо жадных и жестоких, уродливых и самонадеянных, пропитанных ложью, лицемерием, ханжеством.
Итак, основной конфликт пьесы «Мещане» – столкновение двух мировоззрений, противостояние нового человека миру собственников. Попытки истолковать пьесу как семейную драму, как изображение розни отцов и детей, встречали резкий отпор со стороны современной прогрессивной критики. Подобное истолкование противоречило замыслу автора.
Новая пьеса Горького «На дне» (1902) – была поставлена на сцене МХТ в один год с «Мещанами», в 1902 г. Успех пьесы объяснялся не только тем, что Горький впервые на сцене показал людей «дна», подвел итог ранее волновавшей его теме босячества, но и в этом главное – выступил против бесчеловечия, унижения человеческой личности. «На дне» - многолюдно, при этом каждый персонаж обладает своим жизненным опытом, своей социальной речью.
В интервью автора «На дне», опубликованном в связи со спорами о пьесе, было сказано: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. Лука – представитель сострадания и даже лжи как средства спасения… Кто еще не изжился, тот протестует против лжи… Как бы горька и печальна ни была истина, но она нужнее, лучше «самой красивой лжи» (Саратовский листок, 1903, 12 июня). Таковы основные тенденции дооктябрьского творчества Горького.
Замысел пьесы «Дачников» Горький объяснял так: «Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, которая вышла из демократических слоев и, достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом, родным ей по крови, забыла о его интересах, о необходимости расширить жизнь для него».
В эпопее «Жизнь Клима Самгина»широко показаны тщательно отобранные писателем события эпохи: идейные схватки марксистов с народниками, Всероссийская торгово-промышленная выставка, кровавые события Ходынки, первая русская революция во всей глубине её драматизма и мощи, империалистическая война, нарастание грозных событий 1917, которым завершается эпопея.
В эпопее «Жизнь Клима Самгина» Горький изобразил беспримерную в мировой литературе деградацию личности, чуждой высоких высоких идеалов, обнажил антигуманистическую сущность идеологи мещанства. Образ Самгина предстает как широкое обобщение, «история пустой души», исследованная художником с огромной психологической глубиной. Роман «Жизнь Клима Самгина» выразил основные тенденции развития последнего периода творчества М. Горького.