Дмитрий Николаевич Куликовский
Родился в помещичьей семье Таврической губернии Херсонского края в 1853 г.Учился в симферопольской гимназии.Высшее образование получил в Петербургском, а затем в Новороссийском университете.
В молодости увлекался социалистическими идеями, в 1877 г. Косприративно в Женеве была издана его брошюра «Записки южно-русского социалиста». Но никогда не был активным участником какой-либо партии.
Пробыв 5 лет за границей, защитил в московском университете этюд «Разбор ведийского мифа о соколе, принесшем цветок Сомы» и стал приват-доцентом в Новороссийском университете.
В 1885 г. Защитил диссертацию на степень магистра в Харькове по теме: «Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности». В 1887 г. Защитил диссертацию на степень доктора по теме: «К истории культа огня у индусов в эпоху вед».
Получил место профессора в Казанском университете, за тем перевелся в Харьковский университет, где и началась его основная историко-литературная деятельность.К началу 90-х г.г. начал применять психологический метод, разработанный на основе принципов А.А. Потебни в основном к проблемам теории и психологии художественного творчества.
Преподавал также на Высших женских курсах, где читал лекции по психологии художественного творчества.В 1907 г. Был избран почетным академиком Петербургской академии наук. Преподавал сравнительную грамматику индоевропейских языков и санскрит.
Был редактором «Записок императорского харьковского университета» и одним из редакторов журнала «Вестник Европы» (1913- 1918). Его научные интересы были связаны с изучением синтаксиса русского языка, теории и истории языкознания, психологии творчества.
Труды: «История русской интеллигенции»;Статьи по теории литературы «Психология мысли и чувства», «Художественное творчество»;Монография «Н.В. Гоголь»;Книги: «А.С. Пушкин», «И.С.Тургенев», «Л.Н. Толстой»;«Этюды о творчестве А.П. Чехова»;
Труды: «Воспоминания»;«Грамматика русского языка»;Теория поэзии и прозы»;«Язык и искусство»;«Руководство к изучению синтаксиса русского языка» и т.д.
«История русской интеллигенции»Итоги русской художественной литературы XIX века. В 2-х частях. В этой книге Овсянико-Куликовский, рассматривая литературные образы в одном ряду с реальными историческими лицами, изучает развитие и смену «общественно-психологических типов» (Чацкий — Онегин — Печорин — Рудин и т. д.).
Будучи литературоведом, Овсянико-Куликовский рассматривает историю русской интеллигенции на материале художественной литературы и отчасти публицистики. Психологические портреты литературных персонажей, начиная с Онегина, Чацкого и Печорина и заканчивая героями произведений А. П. Чехова и П. Д. Боборыкина, даются во взаимосвязи с общественной атмосферой каждой конкретной эпохи. Но, как часто бывает с талантливо написанными книгами, самый яркий персонаж «Истории русской интеллигенции» — её автор.
В настоящем издании представлена история русской интеллигенции, изучаемая по данным художественной литературы XIX в. Эти данные автор проверяет и комментирует сведениями, полученными из произведений литературной критики, мемуаров, писем и других документов рассматриваемой эпохи. Литературные образы Овсянико-Куликовский рассматривает наряду с реально существовавшими людьми, в историческом аспекте. Вторая часть книги посвящена русской литературе 1850—1880-х гг. и начинается очерком ранней (1850-х гг.) сатиры Салтыкова-Щедрина, в которой автор останавливается преимущественно на ее демократических и народнических элементах, по существу совпадающей с направлением поэзии Некрасова. Это совпадение было одним из знамений времени. Большая часть русской литературы совершила тогда поворот в сторону крестьянства, защиты его интересов, подготовке умов к необходимости упразднения крепостного права, пропаганды гуманного отношения к «мужику», сопровождавшейся его идеализацией. Довольно подробно рассматривается до сих пор злободневная «История одного города» Салтыкова-Щедрина.
Далее Овсянико-Куликовский касается особого духа времени реформ Александра II — 1860-х гг., рассматривает возникшие и распространившиеся тогда литературные направления. По его мнению, удачно отображает то время роман «Дым» Тургенева. Много внимания он уделяет Базарову из «Отцов и детей» как отрицателю и общественно-психологическому и национальному типу. Рассматривается творчество Глеба Успенского, Ф.М. Достоевского в 1870-х гг., роман П.Д. Боборыкина «На ущербе». Обращается внимание на проблему взаимоотношений интеллигенции и народа, особенности поколения 1870-х гг. В приложение включены статьи «Чаадаев и русское национальное самоотрицание» и «Бельтов».
В 1896 появляются "Этюды о творчестве И. С. Тургенева", где впервые нашла применение методология литературоведа-психолога.
Минус его работ Основной порок научно-литературных работ Овсянико-Куликовского лежит в субъективно-идеалистических основах его методологии.
Итоги: Критические очерки о проблемах теории литературы;Постановка проблем психологии творчества;Новые литературные теории и гипотезы;Проблема «понимания» как творческого акта»
Итоги: Теория «наблюдательного» и «экспериментального» искусства;Проблема реализма в искусстве;Теория лирики как творчества ритмов в отличие от драмы, эпоса как образной поэтики;Развивал положение об «изначальной образности языка»
ВСЁ!Спасибо за внимание!