Александр Афанасьевич Потебня
выдающийся русский языковед, литературовед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России.
Научная деятельность - занимался изучением соотношения мышления и языка, в том числе в историческом аспекте;- одним из первых в России изучал проблемы поэтического языка в связи с мышлением, ставил вопрос об искусстве как особом способе познания мира;- создал «харьковскую лингвистическую школу»;- известен теорией внутренней формы слова.
Статья «мысль и язык» - «Путь от слова к его внутренней форме и образам в определенной последовательности воссоздается в сознании человека»;- «Слово – средство сознания единства чувственного образа, а также средство сознания общности образа»;- «Совокупность суждений (понятие), на которые разложился чувственный образ – его аналитическое познание»;
- «Слово и понятие взаимосвязаны»;- «Понятие вносит порядок в мир вещей»;- «Главная роль слова –систематизирующая»;- «Путь к науке прокладывается словом»;
- «Слово универсально. Оно может одинаково выражать и чувственный образ и понятие»; - «Мысль – есть или образ, или понятие»;- «Слово – орудие разложения и сгущения мысли, это представление, образ образа»;- «Если образ – акт сознания, то представление – познание этого сознания»;
- «Представление – инстинктивное начало самосознания»;- «Подобно тому, как восприятие предмета слагается в образ, из сознания формируется самосознание, - процесс образования взгляда на мир»;
=> Основная задача истории языка - показать на деле участие слова в образовании последовательного ряда систем.
=> Язык – есть средство не выражать готовую мысль, а создавать ее, он не отражение сложившегося миросозерцания, а слагающая его деятельность.
- «Наука не могла бы существовать в своем теперешнем виде, если бы не мифы».- «Миф сходен с наукой в том, что он произведен стремлением к объективному познанию мира».
итог - «слово важно как ключ к понятию всего сущего».