Афанасий Афанасьевичфет Поэт-музыкант, поэт-художник
Как беден наш язык! –Хочу и не могу. –Не передать ни другу, ни врагу,Что буйствует в груди прозрачною волною…
Цели урока Ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стихаРассмотреть особенности поэтического таланта А.ФетаВыявить выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэтаПроанализировать приемы, связанные с созданием импрессионистического образа природы в его лирике
Музыкальность поэзии А.Фета М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН«Большая часть его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия»Статья «Стихотворения А.А. Фета» (1863)П.И. ЧАЙКОВСКИЙ«Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область… Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые поддаются выражению словом»
Романсы на стихи А.А. Фета А.Е. Варламов «На заре ты её не буди…»С.В. Рахманинов «О, долго буду я в молчанье ночи тайной…»Н.К. Метнер «Шепот, робкое дыханье…»П.И. Чайковский «Я тебе ничего не скажу…»А.С. Аренский «Осень»
Сияла ночь. Луной был полон сад; лежалиЛучи у наших ног в гостиной без огней.Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,Как и сердца у нас за песнию твоей.Ты пела до зари, в слезах изнемогая,Что ты одна – любовь, что нет любви иной,И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,Тебя любить, обнять и плакать над тобой.И много лет прошло, томительных и скучных,И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,Что жизни нет конца, и цели нет иной,Как только веровать в рыдающие звуки,Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
Поэтический словарь Ассонанс (от фр. «созвучие») – многократное повторение в строке, строфе, фразе одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи.Аллитерация - многократное повторение в строке, строфе, фразе одинаковых согласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи.Анафора или единоначалие (от греч. слова, означающего «вынесение») – повторение одного и того же слова в одной и той же фразе или начале следующих фраз.Эпифора (от греч. слова, означающего «добавка» ) – повторение слов или выражений в конце каждой строки в строфе.Синтаксический параллелизм (от греч. слова, означающего «идущий рядом») – один из видов повтора – сопоставление по близости или контрасту однородных элементов (двух или нескольких), а именно соблюдение одинаковой структуры предложений. Сияла ночь. Луной был полон сад; лежалиЛучи у наших ног в гостиной без огней.Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,Как и сердца у нас за песнию твоей.Ты пела до зари, в слезах изнемогая,Что ты одна – любовь, что нет любви иной,И так хотелось жить, чтоб ,звука не роняя,Тебя любить, обнять и плакать над тобой.И много лет прошло, томительных и скучных,И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,Что жизни нет конца, и цели нет иной,Как только веровать в рыдающие звуки,Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
Живописность поэзии А.А.Фета Импрессионизм – художественное направление рубежа XIX-XX веков, прежде всего изобразительное.Черты, присущие этому направлению: подвижность, изменчивость, мимолетность впечатлений; неуравновешенность, фрагментарность композиции; растворение объемных форм в вибрации света и воздуха, что придает изображению неуловимый, таинственный, размытый характер; большая эмоциональность в трактовке явлений окружающей действительности.
Живопись импрессионизма
Над озером лебедь в тростник протянул, В воде опрокинулся лес, Зубцами вершин он в заре потонул, Меж двух изгибаясь небес. И воздухом чистым усталая грудь Дышала отрадно. Легли Вечерние тени.- Вечерний мой путь Краснел меж деревьев вдали. А мы - мы на лодке сидели вдвоем, Я смело налег на весло, Ты молча покорным владела рулем, Нас в лодке как в люльке несло. И детская челн направляла рука Туда, где, блестя чешуей, Вдоль сонного озера быстро река Бежала как змей золотой. Уж начали звезды мелькать в небесах... Не помню, как бросил весло, Не помню, что пестрый нашептывал флаг, Куда нас потоком несло!
Характерные черты неожиданная точка зрения на мир, нехрестоматийные ракурсы, срезы фигур;создание ощущения сверкающего солнечного света;богатство красок в изображении природы;неразрывная связь объективного и субъективного мира;единство образа-переживания с вещным, предметным миром;образ природы находится в гармоническом единстве с жизнью человеческого сердца;цветообозначение, взаимодействие цветов между собой.