Девиз урока: «Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия».
Тема: Свойства кислорода. Оксиды. Цель: сформулировать у учащихся представление о кислороде, изучить его свойства, дать общее понятие об оксидах, окислении, рассмотреть практическую значимость и применение.
Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с историей открытия кислорода, именами ученых, связанных с этим открытием, общей характеристикой элемента и простого вещества, изучить физические и химические свойства кислорода, дать понятие об оксидах и окислении. Познакомить учащихся с основными способами получения кислорода в лаборатории и промышленности, дать первоначальное понятие о катализаторе, познакомить с нахождением кислорода в природе и его применением.
Развивающие: развитие навыков самостоятельной деятельности через работу с учебником, дополнительной литературой, развитие познавательного интереса, развитие логического мышления, расширение кругозора.
Воспитательные: формирование основных мировоззренческих идеи материальности мира, воспитание настойчивости в овладении знаний, самостоятельности, дисциплины, аккуратности, воспитание любви к окружающей среде, предмету.
Физические свойства кислорода История открытие кислорода Кислород, общая характеристика Окисление Химические свойства кислорода Получение кислорода. кислород
Нахождение в природе. Кислород – самый распространённый химический элемент в земной коре. Воздух содержит 0,209 объёмных долей или 20,9% кислорода, что составляет приблизительно 1/5 по объёму.
Способы получения кислорода в лаборатории 1. Уравнения реакции получения кислорода разложением перманганата калия при нагревании разложением некоторых кислород содержащих веществ 2H2O2 - 2Н2О + О2 пероксид вода кислород водорода 2KClO3 - 2KCl+ 3O2 хлорат хлорид кислород калия калия
Способы получения кислорода в промышленности 1. Электролиз воды
Физические свойства кислорода Кислород – газ, состоящий из двухатомных молекул кислорода. Не имеет запаха и цвета. Кислород немного тяжелее воздуха: 1л кислорода при нормальных условиях весит 1,43г., 1л. воздуха – 1,29г.
Химические свойства . Горение – это химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.
Взаимодействие с серой IV II S + O2 S O S + O2 = S O2
2. Взаимодействие с фосфором v II P + O2 → P O
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ВЕЩЕСТВ С КИСЛОРОДОМ НАЗЫВАЕТСЯ ОКИСЛЕНИЕМ. ГОРЕНИЕ —ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ,ПРИ КОТОРОЙ ПРОИСХОДИТ ОКИСЛЕНИЕ ВЕЩЕСТВ С ВЫДЕЛЕНИЕМ ТЕПЛА И СВЕТА.
SO2 - оксид серы(IV) P2O5 - оксид фосфора(V) Fe O - оксид железа(II) Fe2O3 - оксид железа(III) Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород.
1.S+O2=SO2 2. 4P + 5O2 → 2P2O5
ТЕСТ. 1. Самый распространенный х.э.: а) водород в) кремний б) кислород г) алюминий 2. Химический элемент кислород в природе распространен по массе: а) 59% в) 49% б) 94% г) 19%
9. В лаборатории кислород получают: а) р.соединения б) р.разложения в) р.замещения г) р.обмена 10. В промышленности кислород получают: а) разложением воды б) разложением КМnO4 в) из воздуха
3. Впервые кислород получил: а) А.Лавуазье в)М.Ломоносов б) Д.Пристли г) Р.Бойль 4. Относительная атомная масса кислорода: а) 8 в) 16 б) 32 г) 15
5. Валентность кислорода в соединениях: а) II в) III б) I г) V 6. Формула простого вещества кислорода: а) О в) Н2 б) О2 г) О3
7. Относительная молекулярная масса кислорода: а) 8 в) 32 б) 16 г) 23 8. Определяют кислород: а) по цвету б) по запаху в) по вкусу г) тлеющей лучинкой
Вопросы для закрепления. Из перечисленных формул веществ выпишите оксиды, и назовите их: HCl, SO3, KOH, CO2, HBr, ZnO, NaOH, H2SO4, MgO, Al2O3, ZnS, K2O.
Назовите химический элемент, наиболее распространенный в земной коре? В состав, каких соединений входит этот элемент? 2) Как получают кислород в лаборатории? 3) Что такое катализаторы, и каково их значение в химических процессах? 4) Охарактеризуйте химические и физические свойства кислорода. 5) Какие процессы относятся к процессам окисления? Какие вещества называются оксидами?
Домашнее задание: § 20,21 пересказ,