Химические задачи как средство гуманизации обучения учащихся на уроках химии. Составитель: Савченко А.Н., учитель химии и биологии Березняковской СОШ .
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». .
Первостепенной задачей является достижение нового, современного качества образования…Это ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, формирование универсальных ЗУН, опыта самостоятельной деятельности…, то есть современных ключевых компетентностей. (Концепция модернизации Российского образования). .
В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки.
ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений Развивающемуся обществу нужны люди: предприимчивые, способные к самостоятельному принятию решения, способные к сотрудничеству
задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться
Химическую науку достаточно часто рассматривают как источник зла, причиняемого природе, как виновницу экологических катастроф. Злободневность и серьезность экологических проблем не вызывает сомнений. В то же время представляется полезным показать в школьном курсе химии роль науки в становлении и развитии материальной культуры
. Ведь именно благодаря накоплению и совершенствованию знаний о свойствах веществ и приемах их обработки человеку еще в древности удалось создать керамику, стекло, сплавы и другие материалы, из которых делали не только бытовые предметы и орудия труда, но и другие великолепные вещи, украшавшие жизнь человека.
В данном проекте я обращаюсь лишь к одному возможному направлению гуманизации содержания обучения химии: использованию в учебно-воспитательном процессе преподавания знаний о материалах и веществах, процессах и явлениях в стихотворной форме, как элементе занимательности, приема, повышающего интерес к изучаемому предмету и обеспечивающему активное восприятие учебного материала.
Ю.К.Бабанский отмечал: «Наличие интереса положительно влияет на весь характер психической деятельности личности, поднимает ее на более высокую, качественно новую ступень. Когда активизируются мыслительные процессы: память, внимание, воображение – открываются благоприятные возможности для более глубокого овладения знаниями. Чтобы познавательная задача не только требовала размышления учащихся, но и глубоко заинтересовала их, учителя используют некоторые, так называемые универсальные эффекты возбуждения интереса к теме, в том числе занимательности, удивления».
Разработана система занятий по теме «Водород», «Кисород», «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева», изучаемые в 8 классе. Учебно-методический комплект: Н.Н.Гара. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман 8-9 классы. Москва: «Просвещение». 2011г. Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман Неорганическая химия. Учебник для 8класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Просвещение», 2010г.
Выделены элементы знаний, показана последовательность использования различных видов задач.
Для учителя очень важно вызвать яркий эмоциональный отклик в душе ученика. Так как это побуждает учиться с интересом, вовлекает в активную работу, включает в процесс познания.
На уроках использую занимательные факты из жизни ученых-химиков, легенды и предания об открытиях некоторых веществ и элементов, загадки о химических веществах, их свойствах и явлениях, о химических терминах и формулах. Я много лет собираю занимательные факты из разных источников, некоторые из них рифмую, облекая в стихотворную форму, так как практика показывает, что это позволяет активизировать внимание учащихся на уроке.
Желание каждого учителя – привить интерес и любовь к предмету. Как бы не проводился урок химии, поток информации очень велик, термины, определения, формулы – все это создает перегрузку, а значит, ухудшается усвоение материала. Снять усталость, эмоционально настроить учащихся на дальнейшую работу помогает художественное, литературное оформление урока химии.
Я часто использую стихотворения, предлагаемые в методических пособиях, но и большое их количество пишу сама. В данном проекте так же представлены мои стихи.
Профессор ботаники, врач Резерфорд – (судьба с ним сыграла интересную штуку). Открыл газ «удушливый» в воздухе И с тех пор – Ученым-химиком вошел в мировую науку. Назвал азотом этот газ француз Лавуазье, «Безжизненным» - признал он элемента, Который уступает кислороду, углероду, водороду, лишь, - в белке, Является основой каждого фермента. (8 класс, тема «Получение азота»).
Гамбургский купец – Бранд Хеннинг В надежде избежать в финансах – разоренья, Стал счастие пытать в алхимии, Чтоб сохранить свои владения. Решил найти он «философский камень», Что в золото – металлы обращает. Для этого – «мочу – в огонь и пламень!», Потом с углем, песком, осадок тот мешает. Без воздуха, в запаянной реторте, Настойчиво и долго нагревает… О, бог и дьявол, меж собой не спорьте: Вот оно чудо! Светится, сияет! Так белый фосфор был открыт случайно. Принес успех тот опыт и вознагражденье. Хранил купец-алхимик свято эту тайну. Дороже золота он продавал изобретенье.(8-9 класс. «Азот и фосфор».)
«Озон» Гроза отшумела, дышится легко, Прозрачен воздух, напоенный свежестью, И после страшной бури – удивительно светло, Спокойно, радостно, и наполняет нежностью. А чувство это – результат реакции химической: Кислород----------молнии разряд-------озон – процесс эндотермический. Способствует жизни двуликий озон. Убийца живого – необходим для жизни он. (8 класс, «Аллотропные видоизменения кислорода»).
Работа с загадками, на мой взгляд, помогает развивать у школьников наблюдательность, сообразительность и находчивость. Для того, чтобы отгадать загадку ученик должен хорошо знать материал учебника, программы, читать дополнительную литературу. Предлагаю в проекте материал, который можно использовать на уроках и во внеклассной работе
Они имеют кислый вкус Нельзя их пробовать на вкус, Но если это вдруг случится – Даже лимонной можно отравиться. Это бесцветное кристаллическое вещество Прочно в нашу жизнь вошло. Супчик надо посолить – Беру натрия хлорид.
Вкус молочной кислоты Знаю я и знаешь ты. Ряженка, кефир, сметана Её лучшая реклама. Муравьишка не велик, Но сдаваться не привык. Обращает врагов в бегство Его испытанное средство (муравьиная кислота - это органическая кислота).
Кислоты изменяют цвет Многих окрашенных веществ. Об этом знаем я и он Мы добавляем в чай лимон. Он растет на нашей грядке И содержит кислоту. Я люблю пирог с ним сладкий, Хоть и щиплет он во рту.
Металла связь с гидроксогруппой Рождает новое соединение. Ты это вещество с водой не путай, А индикатором подействуй, для сравнения. Щёлочь, кислота и соль – Испытать среду изволь. Пробуй, но не на язык – Как на кухне ты привык. Индикатор подбери, По окраске посмотри. Результат нейтрализации всегда – Это соль, вода, нейтральная среда.
Загадки помогут «оживить» такие части урока, как опрос и закрепление изученного, могут быть использованы в играх и групповой работе, а так же как проблемные задания, требующие прочного знания фактического материала.
Качественно изменяется характер психической деятельности личности ребенка. Активизируются мыслительные процессы учащихся: память, внимание, воображение. Возрастает мотивация к познанию и творчеству в процессе изучения предметного материала. Продолжают формирование учебно-познавательные компетентности учащихся в условиях активизации внимания и эмоционального подъема.
Наградой служит то, что такой трудный предмет химия – является любимым предметом ученика.