Разработала Абдрахманова Г.М., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр», г.Нижнекамск, Татарстан Химическая викторина «Невероятно,
«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые» «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые» (Д.Хевеши).
Станция «Цветочная» Приведите формулы веществ, имеющих следующие тривиальные названия:
Станция «Коррозионностойкая» Что входит в состав эмали («формула эмали»)? Эмаль по одному из старинных рецептов приготавливается из одной части кварцевого песка (SiO2), одной части борной кислоты (H3BO3) и двух частей свинцового сурика (Pb3O4). Для придания цвета добавляются пигменты: окись кобальта CoO (синий-чёрный), окиси кадмия CdO (красный), окиси меди CuO (зелёный). Современные эмали состоят из двуокиси кремния, борного ангидрида, окиси титана, окиси алюминия, окислов щелочных и щёлочно-земельных металлов, цинка, свинца, различных фторидов.
Какие виды эмалей Вы знаете? Какие виды эмалей Вы знаете?
В каких целях используют процесс эмалирования? В каких целях используют процесс эмалирования?
Станция «Строительная» Назовите наиболее распространенные строительные материалы. Приведите формулы названных Вами веществ, а также укажите взаимосвязь между свойствами (физическими, химическими, технические) веществ (материалов на их основе) и основанные на этих свойствах области использования в их строительстве. (составьте логические пары «вещество-свойства-применение»)
Станция «Ученые-химики» Назовите ученых-химиков, в честь которых названы памятные места нашего города (г.Нижнекамск, Татарстан).Что Вы знаете об их научных и общественных трудах?
Станция «Биохимическая» Почему, поев лук или чеснок, нам не удается избавится от специфического запаха изо рта? Какова химическая природа этого явления?
Станция «Ботаническая» Приведите примеры (5-6) растений, которые выделяют фитонциды. Какова природа (состав) этих веществ?
Станция «Физика+химия» Как Вы знаете, диссертация Д.И.Менделеева посвящена изучению этанола: Как ученый смог теоретически и экспериментально объяснить тот факт, что в отличие от Н2О 1объём (С2Н5ОН) ≠ 1 массе (С2Н5ОН), т.е. 1 литр (С2Н5ОН) ≠ 1 кг (С2Н5ОН).
Водородная связь Водородная связь 0,17 нм R - O … H 0,10 нм │ │ ковалентная связь H … O – R
Станция «Любознательная» Объясните этимологию (происхождение) тривиальных названий веществ: 1. Органических кислот (муравьиная, уксусная, масляная, валериановая, щавелевая, лимонная, винная, яблочная).
2. Объясните этимологию тривиальных названий веществ: 2. Объясните этимологию тривиальных названий веществ: Поташ, аммиак, каустическая сода (каустик), фенол, бензол, бензойная кислота.
Станция «Историческая» Что общего между мочевиной (карбамидом) и угольной кислотой (реакция Вёлера)?
Уравнение реакции Вёлера имеет вид: Уравнение реакции Вёлера имеет вид: (NH4)+(O-C≡N)- (p-p)→ (NH2)2–C=O (0t). В современной промышленности мочевину (карбамид) – диамид угольной кислоты – получают из аммиака и двуокиси углерода при температуре 1850С и давлении 200 кгс/см2 : CO2 + +2NH3 → (H2N)2СО + H2O.
Спасибо за внимание!