Особенности освоения понятия генетическая связь между классами органических и неорганических веществ Авторы опытно- экспериментальной работы: Артемова О.Г., Стесякова М.В. 900igr.net
Генетическая связь Cвязь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения, то есть генезис веществ
Актуальность В соответствии с новым образовательным стандартом необходимо освоение учащимися понятия генетическая связь между классами различных соединений
Противоречия между необходимостью использования понятия генетическая связь и: уровнем полученных знаний; недостаточностью разработки методического обеспечения; отсутствием системы в формировании понятия; отсутствием методических рекомендаций по особенностям освоения понятия.
Гипотеза Если определиться с особенностями освоения учащимися понятия генетическая связь между классами различных соединений и предложить методики освоения, то повысится качество знаний по предмету химия
Цель Определение особенностей освоения понятия генетическая связь между классами неорганических и органических соединений для повышения качества знаний по предмету химия
Задачи: ознакомиться с опытом известных учителей России по данной теме; определить особенности освоения понятия генетическая связь между классами неорганических и органических веществ; провести диагностику учащихся по сформированности понятия; разработать схемы-связи между классами для освоения понятия генетическая связь.
Особенности освоения понятия Последовательное освоение Использование схем – связей в процессе изучения классов соединений Использование разноуровневых заданий Использование возможностей ЦДО Различные формы взаимодействия учащихся на уроке
Вопросы диагностического теста (8 класс) № Вопрос Да Нет Не знаю 1 Генетическая связь показывает связи, при которых из одних веществ получаются другие 2 Генетический ряд - это группа соединений, имеющих в своем составе одинаковое число атомов 3 Основный оксид и кислота относятся к одному генетическому ряду 4 Можно ли получить одной реакцией из оксида фосфора фосфорную кислоту? 5 Вещества из одного генетического ряда могут взаимодействовать между собой 6 Ca CaO Ca(OH)2 CaCl2
Вопросы диагностического теста (10 класс) № Вопрос Да Нет Не знаю 1 Генетическая связь показывает связи, при которых из одних веществ получаются другие 2 Генетический ряд - это группа соединений, имеющих в своем составе одинаковое число атомов 3 Реакцией дегидрирования можно осуществить генетическую связь между классами углеводородов 4 Могут ли находиться в одном генетическом ряду: бутан, бутадиен, бензол? 5 Можно ли одной реакцией получить пропан из пропина? 6 C2H6 C2H4 C2H2 C6H6
Результаты диагностики (8 класс)
Результаты диагностики (10 класс)
Схемы - связи между классами неорганических веществ
Схемы - связи между классами органических веществ
Из предложенных веществ составьте как минимум 2 генетических ряда: С2Н2, С3Н8, С2Н4, С2Н6, С4Н10, СН3-СН=СН2,С6Н6, С9Н12, СН4, С3Н4 Na, MgCl2, P2O5, NaOH, P, MgO, H3PO4, Na2O, Na3PO4
Закончи составление основных генетических рядов. Под клетками с формулами подпиши названия классов веществ. Напиши соответствующие этим схемам уравнения химических реакций
Закончи составление основных генетических рядов углеводородов. Напиши соответствующие этим схемам уравнения химических реакций
Осуществить превращения, используя условия реакции +КОН (спирт. р-р) + Br2 +КОН (спирт. р-р) 1-бромбутан А В С
Осуществить превращения по следующей схеме: СН3СООН X1 Х2 C2H5CI X3 этанол
Результаты диагностики в конце года (8 класс)
Результаты диагностики в конце года (10 класс)
Выводы: ознакомились с опытом известных учителей России по данной теме; определили особенности освоения понятия генетическая связь между классами неорганических и органических веществ; провели диагностику учащихся по сформированности понятия; разработали схемы-связи между классами соединений для освоения понятия генетическая связь.
Используемая литература Конарев Б. Н. Любознательным об органической химии.— М.: Химия, 1982. Пособие по химии для поступающих в вузы./ Хомченко Г.П. Новая волна, 2002. Потапов В. М., Чертков И. Н. Строение и свойства органических веществ.— М.: Просвещение, 1985. Современные открытые уроки химии/Сгибнева Е.П., Скачков А.В. «Феникс» Ростов-на-Дону 2002 Химия, справочные материалы, под ред. Третьякова Ю.Д., М., Просвещение, 1989 Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А., «Химия для вас» - М. 1987
Спасибо за внимание