Дидактические игры, умело применяемые педагогами на уроках, позволяют развивать творческие способности учащихся, пробуждают поисковую активность, разрушают психологическую инертность, апатию.
Дидактические игры- это игровой метод обучения, известный в педагогике более полувека. Но только в последнее время учителя стали уделять этому педагогическому средству должное внимание.
Какие задачи решает использование такой формы обучения? Осуществляется более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний. Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы. Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Обучение-игра позволяет научить: Распознавать Сравнивать Характеризовать Раскрывать понятия Обосновывать Применять.
Функции дидактических игр: Обучающая (развитие учебных умений и навыков). Воспитательная (учащиеся учатся работать коллективно, радоваться успехам товарищей, сопереживать их неудачам). Коммуникативная (установление эмоциональных контактов и умение отстаивать свою точку зрения).
Функции дидактических игр: Развивающая (развитие памяти, мышления, речи). Релаксационная (снятие эмоционального напряжения). Развлекательная (превращение урока из скучного материала в увлекательное приключение).
Классификация дидактических игр
Этапы урока- дидактической игры: Подготовительный (организационный)- установка на труд, ознакомление с предлагаемыми заданиями. Игровой- проведение игры, в нее включены задания исследовательского характера, проверка знаний, закрепление материала. Заключительный- обсуждение игры, награждение победителей.
Реализация игровых приемов и ситуации при урочной форме занятии происходит по следующим основным направлениям: 1 ) дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, 2) учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры, 3) учебный материал используется в качестве средства игры, 4) в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую 5) успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
При подготовке к таким урокам необходимо: 1) составить краткую характеристику хода игры (сценарий); 2)указать временные рамки игры; 3)учесть уровень знаний и возможные особенности учащихся; 4)реализовать межпредметные связи.
Сходства и различия Игра тренирует умение давать сравнительную характеристику. Учитель предлагает учащимся два химических объекта: два вещества, два элемента, физическое и химическое явления, два химических явления, смесь и соединение и т.д. Учащиеся должны найти и выписать в две колонки как можно больше общих признаков и отличий этих объектов. Затем школьники объединяются в пары или четвёрки и составляют общий список. Вслух зачитывают самый длинный перечень, его дополняют признаками, которые не были отмечены, из списков других групп.
Восстанови пропущенное. В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. Известно, что: по периметру квадрата находятся символы элементов только главных подгрупп и только металлов; в верхнем и нижнем рядах закономерно изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов элементов; в среднем ряду - знаки элементов II группы; по диагонали слева направо записаны знаки элементов, образующих амфотерные оксиды и гидроксиды.
Найди лишнее и объясни почему: а) CaO, CuO, SO2 ; б) HNO3, H2S, H2O; в) Na2SO4, H2SO4, BaCl2; г) NaOH, Al(OH)3, Al(NO3)3.
Задача к теме “металлы” Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру №8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил- неизвестно. Но только они крупно повзаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8г исчез, а вместо него образовалось 1,12г его оксида. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?
Решение: 0,8г 1,12г Ме + О2 МеО х х+16 0,8(х+16)=1,12х 0,8х+12,8=1,12х 0,32х=12,8 Х=40г