Светское образование в России от Петра I до Екатерины II Корнилова Анна
В 18 веке, в русском обществе произошло большое количество преобразований. Сфера образования в тоже подверглась реформам. В образовании 18 века впервые появилась светская школа. Были разработаны теории и методики светского образования, так же была предпринята попытка создания государственной системы образования. Развитие реформ можно разделить на 4-ре периода.
В первой четверти 18 веке, были созданы первые светские образовательные школы. Эти школы, давали начальные и практические знания. Многие сочетали в себе образовательные и профессиональные основы. Была создана пушкарская школа, Медицинская школа. Так же был создан ряд математических, навигационных и ремесленных учебных заведений.
В 1730-1755 годах возникают дворянские учебные заведения. Сухопутный корпус, Морской, инженерный. Был так же создан Смольный институт благородных девиц. Вместе с этим, начинали формироваться основы общественного образования, ревнителем которых был Михаил Васильевич Ломоносов. В провинциях развивались епархиальные и адмиралтейские школы. В Москве и Петербурге появляются первые общеобразовательные гимназии.
В 1755 – 1782 годах, в русском обществе стали распространяться просветительские идеи. Были переведены и изданы сочинения Джона Локка. В своих трудах Локк говорит о том, что ребенка надо воспитывать не устрашением и подавлением личности, а искать более прогрессивные методы обучения. Государством была предпринята попытка создать систему воспитательно – образовательных учреждений, что позволило бы получить новых квалифицированных врачей, художников, ремесленников и ученых. Были открыты новые училища.
В 1782 - 1786 годах, наконец- то была создана государственная система народного образования. Екатерина II долго работала над этим вопросов, и решила строить русское народное образование по австрийскому образцу. В 1782 году была создана Комиссия об учреждение училищ. По замыслам комиссии создавались училища двух типов: главные с 4-мя классами в губерниях, малые двуклассные в уездах. Такие училища должны были обеспечить народ начальным образованием.
Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. Например, «Навигацкая школа» располагалась в Сухаревской башне. Занятия начинались с изучения грамоты. Самыми первыми предметами были русская грамота и арифметика. В зависимости от социального происхождения своих родителей ученики получали различное образование. В «Навигацкой школе» была введена строгая дисциплина, за прогулы с учащихся взимали штраф. Окончившие школу шли служить на флот, в артиллерию, а лучших учащихся посылали за границу для продолжения образования.Выпускники общее, но и профессиональное образование, занимали ведущие должности на гражданской и воинской службе, становились активными проводниками реформ. Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. Например, «Навигацкая школа» располагалась в Сухаревской башне. Занятия начинались с изучения грамоты. Самыми первыми предметами были русская грамота и арифметика. В зависимости от социального происхождения своих родителей ученики получали различное образование. В «Навигацкой школе» была введена строгая дисциплина, за прогулы с учащихся взимали штраф. Окончившие школу шли служить на флот, в артиллерию, а лучших учащихся посылали за границу для продолжения образования.Выпускники общее, но и профессиональное образование, занимали ведущие должности на гражданской и воинской службе, становились активными проводниками реформ.
Петровская эпоха создала уникальные возможности личного роста талантливых людей из народа; развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как приоритетная государственная задача, образованность всячески приветствовалась.
В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения « жениться не допускать и венечных памятей не давать». К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивающие начальное обучение математике. Гуманитарное обучение обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академии.
К 1725 году было около 50 епархиальных школ. Количество учеников в цифирных школах сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием "посадских людей"
Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти - в 1726 году. Профессоров приглашали в основном из Германии - среди профессоров были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для "казеннокоштных" студентов (учившихся за счет государства). Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти - в 1726 году. Профессоров приглашали в основном из Германии - среди профессоров были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для "казеннокоштных" студентов (учившихся за счет государства).
В 1755 году аналогичный университет с двумя гимназиями при нем был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки.
В 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных школ расширили свой курс за счет "средних" и "высших" классов и стали именоваться "семинариями". В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.
Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим - астрономия, фортификация и т.д. В 18 веке по-прежнему значительную роль в московском образовании играл Печатный двор, получивший при Петре 1 наименование «Московская типография».
Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой и не внесословной. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, "вписав" его в европейскую систему образования.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ ПЕТРА I • Возникла система профессионального образования • Открылось большое количество школ - цифирные, гарнизонные, епархиальные школы, Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы и др. • Молодых дворян отправляют за границу на учебу • Учеба стала одним из видов государственной службы • Изменилось содержание образования: на первом месте – не церковные, а светские науки • Создаются светские учебники, и издается первая печатная газета «Ведомости» • Основана в1714 году первая библиотека • Создан первый музей – Кунсткамера в 1714 году в Петербурге • Создана Академия наук в 1725 году • Развивается отечественная наука: внедряются русские изобретения, организуются географические, геологические и иные экспедиции • Введено новое летоисчисление с 1 января 1700 года, от Рождества Христова.
Вместо того, чтобы сразу пойти на встречу реальным жизненным потребностям и выполнить все, что просило дворянство в наказах, Екатерина задумала перевоспитать общество, «создать новую породу людей». Она увлеклась педагогическими теориями, которые в первой половине 18 века распространились в Западной Европе и проникли в Россию, главным образом, благодаря ей самой. Помог ей в деле нахождения просвещения Иван Иванович Бецкой
Продолжая петровские реформы в духе европейских традиций, Екатерина II поставила перед школой задачу не только учить, но и воспитывать. Воспитательная концепция, разработанная И. И. Бецким (1704–1795), требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки профессиональных учителей (Веселова, 2004). С этой целью планировалось создать сеть воспитательных училищ для детей обоего пола (разумеется, раздельнополых), брать туда детей не старше 5–6 лет, когда ребенка еще можно воспитать в добродетели, и держать их там до 18–20 лет безвыходно, чтобы даже самые близкие родственники могли видеть воспитываемых лишь в назначенные дни, и притом не иначе, как в самом училище и в присутствии начальников, «ибо неоспоримо, что частое с людьми без разбора обхождение вне и внутри онаго (училища) весьма вредительно, а наипаче во время воспитания такого юношества, которое долженствует непрестанно взирать на подаваемые примеры и образцы добродетелей».
В своих проектах И.И. Бецкой провозглашал идею воспитания « новой породы людей», что в условиях того времени служило прежде всего задачам воспитания « просвещенного дворянства». Созданные по строго сословному принципу, заведения эти должны были готовить верных слуг и защитников существующего строя, знающих и понимающих права и обязанности своего сословия. «Новый человек» из дворян должен был быть подготовленным в офицерской службе в армии, на флоте, в органах власти, управления и суда.
Для этого Бецкий предлагал покрыть Россию сетью « воспитательных училищ», куда нужно отдавать детей с 5 лет, пока они еще не испорчены. В этих училищах детей будут безвыездно держать до 18-20 лет. Они не должны иметь общения с внешним миром. В это уставе любопытна программа обучения. Науки разделялись на: 1. На руководствующие к познанию предметов. 2. Предпочтительно нужных гражданскому знанию. 3. на полезные 4. Художественные. Каждому возрасту соответствовала своя программа обучения. Но все это было лишь на бумаге, в реальности многие науки не преподавались. Да, и воспитанию отдавалось решительное предпочтение перед обучением. Вообще, когда науки нужно бы уже кончать преподаванием, они только начинались, ни в одном возрасте не преподавалось, то что следовало, а если преподавалось, то не всем, без всякого плана, по книгам, иногда вовсе к предмету науки не относящимся. Многие науки, например, все «науки гражданские» совсем исчезли из учебного курса. Сухопутный корпус давал своим воспитанникам внешний лоск: танцы, хорошие манеры, знание французского языка, что высоко ценилось в обществе того времени. Такое образование считалось не только достаточным, но и совершенным. Поэтому дворяне охотно отдавали своих сыновей
Спасибо за внимание!!!