ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Россия в XVIII веке»
Область для вставки текста 1. Личности Аукцион. Назвать имена людей, оставивших свой след в XVIII веке. (Назвавший последнее имя считается победителем.)
Область для вставки текста 2. Определите исторического деятеля
Область для вставки текста А) Возведение на престол этой женщины проходило неспокойно, так как не все считали такой шаг правильным; в конечном счете, вопрос решала гвардия; большую часть времени она проводила в развлечениях, которые порой затягивались до утра; именно при этой правительнице был заключен союз с Австрией, о котором так много говорили во времена Петра I; эта женщина не могла сама править государством, поэтому решающую роль в жизни страны играли представители так называемой “новой знати”; по ее собственному завещанию (составленному не совсем добровольно) престол российский после ее смерти переходил к мужскому представителю царского дома, фактически лишая власти ее собственных дочерей.
Область для вставки текста Б) Об этом совсем молодом человеке говорили, что он добр и любит справедливость; он писал своей сестре, что будет честно и порядочно царствовать, заботиться о бедных, облегчать всех страждущих, подобно римскому императору Веспасиану; на престол вступил по завещанию, коронация прошла установленным порядком; по этому поводу был издан милостивый манифест, дававший подданным некоторые льготы; при этом правителе произошло персональное изменение в высших кругах власти, следствием которого стало снижение веса “новой знати” и усиление старой аристократии; правил совсем недолго, скончавшись от оспы накануне своей свадьбы.
Область для вставки текста В) Об этой правительнице В.О. Ключевский писал, что ей была свойственна ожесточенная жажда удовольствий и грубых развлечений; русские и иностранные современники подчеркивали ее чрезвычайную любовь к роскоши; овдовела сразу вскоре после своей свадьбы, отпразднованной с особой пышностью при Петре I, и провела много лет в чуждом ей окружении, вдали от родины; ее воцарение на престол в России произошло по желанию знати, которая предприняла попытку ограничить самодержавную власть; эта женщина была плохо образована и, хотя каждый день с 9 часов утра принимала чиновников, все бумаги подписывала, не читая их; правление ее традиционно воспринимается как самый мрачный период в XVIII столетии из-за засилья иностранцев, однако исследователи Е.В. Анисимов и А.Б. Каменский считают такое мнение историческим мифом.
Область для вставки текста Г) Был сыном польского офицера недворянского происхождения; в юности учился в Кенигсбергском университете, но из-за какой-то темной истории был вынужден его оставить; попытался найти счастье при петербургском дворе во времена Петра I, но, поскольку никакими особыми талантами не отличался, даром потерял время; этого человека чаще всего характеризуют как грубого, алчного, мстительного, но при этом обращают внимание на его привлекательную внешность; его служба началась с Конюшенного ведомства, но позднее он стал обладателем множества титулов и наград, имел огромное влияние на царский двор.
Область для вставки текста 3. Соотнесите даты и события
Область для вставки текста Вступление на престол Петра I 1730 г. Начало работы Уложенной комиссии 1755 г. Воцарение Екатерины I 1725 г. Начало Семилетней войны 1767 г. Манифест о вольности дворянства 1783 г. Восшествие на престол Анны Иоанновны 1682 г. Учреждение Московского университета 1790 г. Взятие русскими крепости Измаил 1725 г. Воцарение на престол Елизаветы Петровны 1757 г. Учреждение Академии наук 1741 г. присоединение Крыма к России 1783 г.
Область для вставки текста 4. События. Вычеркните лишнее.
Область для вставки текста Помещичьи крестьяне, монастырские крестьяне, экономические крестьяне, государственные крестьяне. Тайный Совет, Верховный Тайный Совет, Кабинет ее императорского величества, комитет министров, конференция при высочайшем дворе. Екатерина I, Петр II, Анна Ивановна, Анна Петровна, Иван Антонович, Елизавета Петровна. Барщина, подушная подать, натуральный оброк, денежный оброк. Настоящие городовые обыватели, купцы трех гильдий, цеховые ремесленники, иногородцы и иностранцы, именитые горожане, посадские люди, стрельцы. Ф. Растрелли, Ф. Шубин, Э. Фальконе, М. Козловский, Ф. Брунеллески, Ф. Гордеев. И. Аргунов, Д. Черный, А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский. Ф. Растрелли, В. Серов, Д. Ухтомский, Ч. Камерон, В. Баженов, Д. Кваренги, М. Казаков.
Область для вставки текста 5. Работа над ошибками
Область для вставки текста 1. В 1742 г. Последовал новый дворцовый переворот. Императрицей стала старшая дочь Петра великого Елизавета. Была она женщина веселая, склонная к празднествам. Все государственные дела она перепоручила фаворитам, в первую очередь Григорию Орлову. При вступлении на престол обещала никого не отправлять в ссылку, но слово не сдержала, в ссылку было отправлено 80 тыс. человек. Правительство Елизаветы проводило курс на увеличение привилегий дворянства. В их пользу была издана “Жалованная грамота”. Во времена Елизаветы Петровны велась русско-шведская война. По Абоскому миру Россия отдала Швеции часть территории.
Область для вставки текста 2. Инициатором этого движения стали яицкие казаки. Во главе восстания оказался Иван Емельянович Пугачев, неграмотный, но очень смелый. Он провозгласил себя императором Петром II. Уже в 1763г. под его знамена стали стекаться казаки. Под томском был расположен лагерь восставших. По всей стране отсюда рассылались манифесты Пугачева, в которых содержались призывы расправляться с дворянами и чиновниками. Обещания земли и воли. В Южной Сибири большинство мелких городков сдавались без боя, а вот крупных городов захватить пугачевцам не удалось. Последнее сражение состоялось у Татищевой крепости в сентябре 1775 г., казнили Пугачева в Петербурге на Сенатской площади.
Область для вставки текста 3. Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 году в семье зажиточного купца. В детстве и юности был любознательным, много и жадно читал, отличался крепким здоровьем и грезил о славе Фридриха Великого. Служба Суворова началась в Преображенском полку. Не раз он громил пруссаков, попадая в окружения, всегда выходил из них с честью. После Семилетней войны получил чин подполковника. Он разработал основы боевой тактики, которые изложил в книги “Наука наступать”. Весной 1773 г. Суворов, уже полковник, воевал на Дунае против шведов и одержал блестящие победы у Туртукая и Козлуджи. Рымник, Фокшаны, Измаил прославили имя Суворова по всей Европе.
Область для вставки текста 6. Задание «Музей»
Область для вставки текста Работая в группах, составьте список вещей, которые бы могли создать представление о России XVIII века современному человеку. (Оценивается научность, умение заинтересовать материалом, оригинальностью идей.)