Урок по предмету история Средних веков 6 класс Добрый день ребята и уважаемые гости. Знай историю, мой друг, Она - наука всех наук. Чтобы будущее знать, Надо в прошлом побывать. Учитель: - Ребята, сегодня мы проведём урок истории, на котором вспомним и прошлый урок и поговорим о новой теме. II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. (5 мин.) Назовите и покажите на карте наиболее значимые страны периода Средневековья о которых мы с вами говорили на прошлых уроках? (Англия и Франция). (работа с картой). Чем прославился в истории Франции король Филипп IV Красивый? (Расширял королевские владения: присоединил графства Шампань и Наварру, а так же прибег к порче королевской монеты). Назовите реформы английского короля Генриха II. (Судебная и военная). С какого времени и почему на территории Франции находились владения английского короля? (С 1066 года началось заваевание Англии герцегом Нормандии Вильгельмом, потомком норманов и северных французов. После прекращения старой династии в Англии он предъявил права на королевский престол). III. Постановка проблемы и цели урока. (5 мин.) Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что история государств Англии и Франции тесно связана между собой. Пути их развития различные, но было и общее – цели правителей и средства их достижения.
Карл IV Династия прямых Капетингов, правившая Францией три с лишним столетия, прекратила своё существование в 1328 году со смертью Карла IV.
Эдуард III Филипп Валуа ВНУК ПЛЕМЯННИК Филипп IV Красивый Предстояло избрать нового короля. Права на французский престол оспаривали два претендента. Первым был юный английский король Эдуард III - внук Филиппа Красивого (его мать Изабелла была французской принцессой, сестрой последних Капетингов); вторым - французский граф Филипп Валуа, приходившийся Филиппу Красивому племянником (изображения). - Предположите, чем закончился данный спор? (война) На стороне Эдуарда было более близкое родство с угасшей династией; на стороне Валуа - давняя традиция престолонаследия, не знавшая передачи французской короны по женской линии (Эдуард был родственником Капетингов по матери, а Валуа по отцу). Победил Валуа. В апреле 1328 г. он был избран на престол Королевским советом и стал править под именем Филиппа VI (иллюстрации с изображением Эдуарда III и Филиппа VI , династии Капетингов).
Столетняя война Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Николаевская СОШ Учитель истории: Тимошенко Л.Н. 2016 год -- Ребята, предположите, какую тему мы будем сегодня изучать на уроке? (Столетняя война). - Какую цель мы сегодня преследуем на уроке? (исследовать материал, чтобы узнать, как проходила и чем закончилась Столетняя война). Целеполагание. Вспомните, на что обращается внимание при изучении войн и военных действий? ( причины, ход, участники, сражения, итоги и т.д.) Обобщая ответы учащихся, учитель делает записи на доске: Когда? Кто? Почему? Как? Каков результат? Учитель: Все эти вопросы отражены в памятке “Изучение истории войны”. Эта памятка будет сегодня являться планом нашего урока. Памятка “Изучение истории войны” Хронологические рамки. Страны-участницы войны. Причины войны. Повод. Готовность стран к войне. Ход военных действий. Этапы войны. Итоги войны. Учитель: Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в XIV век, в далекие и загадочные страны Средневековья – Англию и Францию. Поговорим о причинах Столетней войны, о сражениях, итогах и значении Столетней войны. Итак, возьмите рабочие листочки и запишите дату и тему урока: Столетняя война. Запишите дату войны – 1337 – 1453 гг. – Как определить сколько лет длилась эта война? (116 лет) - Название войны «Столетняя…», т.е. имеется ввиду более 100 лет.
Обсудим проблему: ПОЧЕМУ СЛАБАЯ В НАЧАЛЕ ВОЙНЫ ФРАНЦУЗСКАЯ АРМИЯ СУМЕЛА ПОБЕДИТЬ СИЛЬНУЮ АНГЛИЙСКУЮ АРМИЮ? Причины войны 1. Со стороны Франции - захват новых территорий и расширение Французских владений, обогащение; 2. Со стороны Англии – не желание расстаться с ценным источником дохода. 3. Борьба династий. А теперь, попробуйте сформулировать основные причины Столетней войны. (1.Со стороны Франции - захват новых территорий и расширение Французских владений, обогащение; со стороны Англии – не желание расстаться с ценным источником дохода. 2. Борьба династий.). Учитель: Как вы думаете, кто сможет выставить сильнее армию в случае войны? Кто должен победить? Кто же на самом деле победил в Столетней войне? Обсудим проблему: ПОЧЕМУ СЛАБАЯ В НАЧАЛЕ ВОЙНЫ ФРАНЦУЗСКАЯ АРМИЯ СУМЕЛА ПОБЕДИТЬ СИЛЬНУЮ АНГЛИЙСКУЮ АРМИЮ? III. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении. (15 + 10 мин.) Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо изучить тексты и записать ответы в тетради. (Работа в группах с источником информации). /гиперссылка на слайд № 12 по звёздочке).
Ла - Манш Креси Учитель: - Итак, в 1340 году английское войско во главе с наследником престола Эдуардом (Черный рыцарь), переправилось через Ла – Манш и у берегов Фландрии при г. Слейсе одержало первую победу над французским войском, разгромив весь флот. В 1346 году в сражении у Креси французы потеряли полторы тысячи рыцарей и 10 тысяч пехотинцев. В 1356 году произошла битва у города Пуатье. Французы потерпели ещё одно поражение, но блестящие успехи англичан в войне не привели к их полной победе из – за стойкого сопротивления французского народа.
Бертран Дюгеклен Герцог Бургундский Исторические личности (Вопросы к группе №1) Учитель:- Ребята, в каком году между Англией и Францией было заключено перемирие? (в 1360 г.). - Назовите и покажите территории, которые отошли Англии, по договору? ( Территории на юго – западе Франции и порт Кале на севере). - Что сделал король Франции, получив передышку? ( Увеличил отряды наёмников и начал строить военный флот). - Какое оружие стали применять для разрушения и обороны крепостей? (Тяжёлые пушки). - Какой талантливый и осторожный полководец возглавил французскую армию? (Бертран Дюгеклен). - Почему же в конце XIV века осложнилось положение Франции? (Борьба за власть и влияние на короля). - С кем заключила союз Англия? (С герцогом Бургундским).
Осада Орлеана Битва при Азенкуре (Вопросы к группе №2) - Назовите и покажите на карте, где высадилось английское войско в 1415 году и куда оно направилось? (В устье Сены). (работа с картой). - Как называлась деревня, у которой была разгромлена французская армия? (Азенкур.). Кого объявили новым королём после смерти короля Франции? (Английского короля – младенца, которому не исполнилось ещё и года). - Кто провозгласил себя королём Карлом VII? (Законный наследник - 15 летний сын короля Франции). - Какой город был осажен, и куда открыло бы путь его падение англичанами? (Орлеан). Видео. - Кто стал на борьбу с врагом? (Народ). - Какая же война разгоралась на территории Франции? (Партизанская война). Динамическая пауза. Встали ровненько, ребята, Пошагали как солдаты. Влево, вправо наклонись, На носочках потянись. Раз - рывок, Два - рывок, Отдохнул ли ты, дружок? Помаши кистями дружно, И садись, работать нужно.
Жанна д.Арк Орлеан Бой кипел... Она скакала, На коне на вороном — Гордо поднято забрало, С орифламмой и копьем, И везде, где чуть опасно, Уж звенит на страх врагам, Этот звонкий, этот ясный Женский голос по рядам. / Аполлон Майков стихотворение «Жанна д'Арк»/ - Какая французская героиня сыграла большую роль в подъёме народной борьбы? (Жанна Д, Арк). Информационная минутка о Жанне Д, Арк. (изображение). Звучал с непонятной силойЛозунг ее простой:За свободу Франции милой,Кто любит меня — за мной! / Владимир Солоухин «Лозунги Жанны д'Арк»/. Видео. /гиперссылка на звёздочку/. - Какой год и какое событие стало переломным в ходе войны? (1429 г – освобождение Орлеана).
- Кто убедил Карла короноваться в Реймсе – городе, где издавна короновались французские короли? (Жанна д,Арк).
Проблемный вопрос: Почему французский король Карл VII не вызволил народную героиню из плена ? Памятник Жанне д,Арк Какова же дальнейшая судьба Жанны д, Арк? (В мае 1431 года Орлеанская дева была сожжена на костре в городе Руане). О загадках истории думает мир неустанно, С каждой тайны когда-нибудь истина снимет покров. ...Я стою у столба на высоком помосте из дров, Я - простая крестьянская девушка, Жанна. Проблемный вопрос: - Почему французский король Карл VII не вызволил народную героиню из плена? (Зависть славе). - В каком веке папа римский причислил Жанну д, Арк к лику святых? ( В XX веке).
Итоги войны Франция: 1. Король Франции примерился с герцогом Бургундским. 2. Во Франции была создана постоянная наёмная армия, увеличилась артиллерия, укрепилась дисциплина. 3. В 1453 году сдался последний оплот англичан – город Бордо. Англия: 1.На французской земле остался один порт Кале. (Вопросы к группе №4) - Назовите итоги войны: Франция: 1. Король Франции примерился с герцогом Бургундским. 2. Во Франции была создана постоянная наёмная армия, увеличилась артиллерия, укрепилась дисциплина. 3. В 1453 году сдался последний оплот англичан – город Бордо. Англия: На французской земле остался один порт Кале. Взаимооценка работы в группе: Ребята, вы работали в группах. Как вы оцениваете работу своей группы? IV. Освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. (3 мин). /гипперсылка по звёздочке на слайд № 5/ Преодоление проблемы: Почему Франция, слабая, разрозненная в начале, сумела дать отпор сильной, дисциплинированной английской державе? (Залогом победы французов были их сплоченность, объединение, вера в победу, их стремление защищать Родину). V. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний (5 мин). «На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно». (Работа у доски). Расположите в правильной последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов. А) суд над Жанной д, Арк Б) коронация Карла VII в Реймсе В) начало Столетней войны Г) снятие осады Орлеана 2. (Работа в тетради). 1. Повод к началу Столетней войны: А) мятеж герцога Бургундского Б) поход Вильгельма Завоевателя В) захват Аквитании Г) прекращение династии Капетингов 2. Результаты Столетней войны: А) французы одержали победу Б) в руках у англичан осталась Фландрия В) во Франции произошла смена династии Г) была подписана Великая хартия вольностей 3 . Назовите дату начала и окончания войны. (Взаимообмен и взаимопроверка между группами). 3.(Работа с документом). О каком событии идёт речь в отрывке из документа? …Англичане, спустя семь месяцев после начала осады и девять дней после того, как Дева заняла город, отпустили без боя всё до последнего, и произошло это 8 мая. А) о битве при Креси Б) о битве при Орлиане В) о битве у города Пуатье Г) о сражении близ Азенкура Вывод: - Какая по характеру Столетняя война была для английского народа? (захватническая). - А какая она была для французского? (освободительная). Учитель: На защиту своей Родины встал бедный, но доблестный и отважный французский народ. Великим примером для подражания явилась народная героиня, девушка из простой семьи – Жанна Д,Арк. - А какое событие в истории нашего государства, произошло 8 мая ? (8 мая 1945 года подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции Германии, а 9 мая объявлен Днём Победы). - Какая это война была для советского народа? (освободительная). Рефлексия: - А теперь продолжите высказывание: - Я узнал о такой войне как …. - Мне сегодня на уроке было интересно узнать … - Я это изучал для того, чтобы … - Я сегодня хорошо …
Домашнее задание Выборочно выполнить дома творческую работу: придумать рассказ об одном из сражений от лица участника, нарисовать одно из сражений, сочинить стихи. Я предлагаю вам отправить свои работы мне по электронной почте: [email protected]. Ваши работы будут размещены на моём сайте в социальной сети работников образования nsportal.ru, который я приглашаю Вас посетить и зарегистрироваться. VI. Домашнее задание: Мне хочется, чтобы эта тема вам запомнилась, и я предлагаю вам выборочно выполнить дома творческую работу придумать рассказ об одном из сражений от лица участника, нарисовать одно из сражений, сочинить стихи. В память о нашей плодотворной работе, я оставляю вам памятку и предлагаю отправить свои работы мне по электронной почте: [email protected]. Ваши работы будут размещены на моём сайте в социальной сети работников образования nsportal.ru, который я приглашаю Вас посетить и зарегистрироваться. VII. Подведение итогов урока. Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок, Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело. Удачного вам дня и хорошего настроения!
Использованная литература и интернет - источники Агибалова Е.В. История средних веков. 6 класс. М.: Просвещение, 2010. Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь. История средних веков. 6 класс. М.: Просвещение, 2010. http://lesson-history.narod.ru/map/100war.gif1 http://dickk.narod.ru/Historical_Arts/Centenary_War/Centenary_War_12.jpg- http://www.ageofbattles.ru/images/sets/8060.jpg http://www.istorya.ru/imagens/map/map100war.jpg http://dic.academic.ru/pictures/enc_colier/hm_r085.jpg,http://dic.academic.ru/pictures/enc_colier/hm_r086.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/71/KarlVII.jpg http://www.stoletie.ru/upload/iblock/17a/8.jpg?rand=344922441 http://i060.radikal.ru/1008/fa/1e17a8ae8515t.jpg http://www.artsjournal.com/slippeddisc/wp/wp-content/uploads/2012/11/Joan-of-Arc-19th-century. http://www.youtube.com/watch?v=tCv_RLGGAr8 Использованная литература и интернет - источники Агибалова Е.В. История средних веков. 6 класс. М.: Просвещение, 2010. Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь. История средних веков. 6 класс. М.: Просвещение, 2010. http://lesson-history.narod.ru/map/100war.gif1 http://dickk.narod.ru/Historical_Arts/Centenary_War/Centenary_War_12.jpg- http://www.ageofbattles.ru/images/sets/8060.jpg http://www.istorya.ru/imagens/map/map100war.jpg http://dic.academic.ru/pictures/enc_colier/hm_r085.jpg,http://dic.academic.ru/pictures/enc_colier/hm_r086.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/71/KarlVII.jpg http://www.stoletie.ru/upload/iblock/17a/8.jpg?rand=344922441 http://i060.radikal.ru/1008/fa/1e17a8ae8515t.jpg http://www.artsjournal.com/slippeddisc/wp/wp-content/uploads/2012/11/Joan-of-Arc-19th-century. http://www.youtube.com/watch?v=tCv_RLGGAr8 /гиперссылка по звёздочке на слайд № 1/