Культура Западной Европы в Средние века
Цель: Сформировать общие представления о культуре Западной Европы в XI-XV веках. Задачи: Продолжить изучение культуры Средних веков; Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и сопричастности к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.
План: 1. Образование и философия Представление средневекового человека о мире Переводы с греческого и арабского Средневековые университеты Схоластика (Пьер Абеляр, Бернар Клервоский, Фома Аквинский, Роджер Бэкон) 2. Средневековая литература 3. Средневековое искусство
Проблемный вопрос: В чём состоял вклад европейского Средневековья в мировую культуру?
Работа с терминами Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать. «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей» Впервые термин «культура» употребил в своем трактате о земледелии Марк Порций Катон Старший (234 – 149гг до н.э.)
1. Образование и философия. Представление средневекового человека о мире Яркий рассказ о странах Дальнего Востока оставил венецианский купец и путешественник Марко Поло, который более 25 лет прожил в Китае. По возвращении на родину написал «Книгу Марко Поло»
Переводы с греческого и арабского В XI – XII веках появилось большое количество переводов на латинский язык книг греческих и арабских учёных. Центром перевода были Испания и Сицилия.
Средневековые университеты Средневековое общество было корпоративным, т.е. каждый человек имел свою, чётко очерченную «нишу», входил в ту или иную корпорацию.
Работа с терминами Корпорация – это обособленная группа людей, которые занимаются тем или иным общим делом, подчиняются особым правилам и распорядку. Профессор – это преподаватель в университете. Студент – от латинского «студере» - усердно заниматься, изучать; люди, получающие знания. Факультеты – это объединения по предметам. Декан – это глава факультета. Ректор – это глава университета. Лекция – это чтение. Диспут – это словесный поединок.
Обычно в университетах было три факультета: богословский, юридический и медицинский.
В XV веке в Европе было уже более 60 университетов. Оксфордский университет Университет права в Болонье
Схоластика В XI – XIII веках в соборных школах и университетах появилась новая религия – схоластика (от греческого «схола» – школа) – религиозно-философское учение стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.
Пьер Абеляр и Бернар Клервоский Одним из известных философов схоластов был француз Пьер Абеляр. С 1117 года он начинает преподавать в Парижской соборной школе. На Абеляра обрушились его идейные противники, одним из которых был знаменитый мистик, создатель ордена тамплиеров Бернар Клервоский.
Работа с терминами Рационализм – это опора на разум. Мистика – это опора на сверхъестественные силы.
Фома Аквинский Вершиной средневековой схоластики были труды учёного XIII века Фомы Аквинского. Самая знаменитая его книга – « Сумма богословия». Он создал свою картину всей христианской Вселенной, показывая, что у каждой детали своё место в жизни и соя роль, предназначенная Богом.
Роджер Бэкон Роджер Бэкон – монах ордена францисканцев, преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Он доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, нужны ещё наблюдения и опыт.
2. Средневековая литература В начале Средневековья европейцы более всего читали Евангелие и жития святых, в которых рассказывалось о подвигах людей, признанных церковью мучениками.
С VI-VIII веков в культуру Западной Европы всё больше входят хроники. Хроника – это рукописи, рассказывавшие об истории народов и о современной хронисту жизни по годам.
Эпические песни – это сказания о великих героях прошлого. Беовульф
Рыцарская литература Трубадуры – провансальские поеты-певцы на юге Франции. Труверы и миннезингеры – рыцарские поэты в Северной Франции, Италии, Испании и Германии.
Рыцарские романы
Городская литература Вагантами называли школяров и студентов, которые кочевали по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей.
Франсуа Вийон – французский вагант
Данте Алигьери – великий поэт Средневековья
Архитектура Замок Лош Франция к. XI-нач.XII вв. Собор в Шартре Франция XII-XIV
План романского храма Неф – вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы Апсида – полукруглая сводчатая ниша, выступавшая наружу и обращенная на восток Трансепт – часть храма, пересекающая неф
Аркбутан – элемент арочно-сводчатой готической системы, передающий распор свода главного нефа внешним опорным столбам контрфорсам Контрфорс – наружная опора, на которую через аркбутан передается горизонтальная нагрузка от свода
Монастырь Клюни. Франция. XI –XII вв. Нотр-Дам де Пари. Париж. 1163 г. – XIV в.
Собор в Реймсе. Франция. 1211 – 1330 гг. Собор в Амьене. Франция. 1220 – 1236 гг.
Собор в Кельне. 1248 – 1322 гг., завершен в 1842 – 1880 гг.
Нотр-Дам ла Гранд. Пуатье. 1-я пол. XII в. Западный фасад собора в Шпейере. Германия. Замок Алькасар. Испания. IX в.
Собор и башня в Пизе. Италия. Начало строительства 1063 г.
Скульптура Химера. Фрагмент фасада собора Нотр-Дам. Париж
Персонажи Ветхого завета. Скульптура в соборе Шартра. Франция. XII-XIV вв. Христос как судия мира. Скульптура в соборе Шартра. Франция. XII-XIV вв.
Живопись Витраж – это картина или узор из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками.
Царь Давид. Витраж собора в Шартре. Франция. XII-XIV вв. Богоматерь с Младенцем. Витраж собора в Шартре. Франция. XII-XIV вв.
Книжная миниатюра Октябрь. Миниатюра XV века.
Проблемный вопрос: В чём состоял вклад европейского Средневековья в мировую культуру?
Домашнее задание Параграфы 26-28, стр. 223 №4-заполнить таблицу, №4-лабиринт, стр. 229 №3,4 (лабиринт), задания в рабочей тетради
МБОУ «Школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Балашиха Московской области Презентацию подготовила учитель истории и обществознания Новикова Дарья Андреевна Балашиха – 2015г.