Культура западной Европы XVII века
ЭПОХАЛЬНЫЙ СТИЛЬ Духовная и материальная культура XVII векаМануфактурное производство, водяное колесо Научные разработкиИзменения во взглядах на библейскую картину мироздания, открытия и изобретенияСоздание алгебры и аналитической геометрии, открытие дифференциальных уравнений, интегральных исчисленийФормулировка законов физики, химии, астрономии
ЭПОХАЛЬНЫЙ СТИЛЬ Художественная культура XVII векаПодъем различных видов искусствЛитература: высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, ода и сатираМузыка: зарождение оперы и инструментальной музыкиИзобразительное искусство: тенденция отображения реальной действительности в ее многообразном проявлении (изображение представителей из разных слоев общества, реалистические пейзажи, натюрморты)2 основных течения: Барокко и Классицизм
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬХудожественная культура XVII векаСкладываются национальные школы в искусстве: Фландрия, Голландия (победа буржуазной революции, расцвет науки и искусства, почти полное отсутствие влияния придворной культуры, чисто светский характер образов и сюжетов; протестантизм вытесняет католическую церковь; малый удельный вес религиозной тематики; ведущий вид искусства - живопись) Испания (роль католической религии; контрасты аскетической сдержанности и безудержной пышности, косности, архаики и смелых открытий )Индивидуальный стильГолландия: Харменс ван Рейн Рембрандт «Жертвоприношение Авраама», «Даная», «Блудный сын», «Святое семейство» (философские обобщения, героический образ эпохи; реальное, а не фантастическое бытие)Испания: Эль Греко, Д. Веласкес, Ф. Рибалта
Рембрандт (Голландия) «Жертвоприношение Авраама» (1635) «Даная» (1636)
Рембрандт (Голландия)«Возвращение блудного сына» (1669)
Эль Греко (Испания)«Апостолы Петр и Павел» (1614) Веласкес (Испания) «Менины» (1656)
БАРОККОЭпохальный стильБарокко – странный, вычурныйКонтрастностьНапряженностьСтремление к величию и пышностиСовмещение реальности и иллюзииНациональный стильИталия – ведущая художественная держава, центр развития Барокко – РимОсновные виды и жанры искусства: парковые и дворцовые ансамбли, декоративная живопись и скульптураФландрия (реализм, народность и жизнерадостность) Индивидуальный стильИталия: Лоренцо Бернини – скульптор, автор колоннады собора Св. Петра в РимеФландрия: Питер Пауль Рубенс «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Персей и Андромеда» (возвышенные образы классической древности приобретают земную достоверность; жизнеутверждающий оптимизм, реализм)
ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ (ИТАЛЬЯНСКОЕ БАРОККО)Площадь перед собором Св. Петра (1665 - 1667)
ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (ФЛАМАНДСКОЕ БАРОККО) «Воздвижение креста» (1610) «Снятие с креста» (1614)
КЛАССИЦИЗМЭпохальный стильСтремление к разумному, гармоничному строю жизниНравственный пафос, гражданская направленностьНациональный стильФранция, Италия, Германия, АнглияИндивидуальный стильФранция (утверждение абсолютизма, опора на идеи искусства Древней Греции, Рима; рационализм)Живопись: Лоррен «Полдень» и «Похищение Европы», Пуссен «Отдых на пути в Египет» и «Аполлон и Дафна», «Царство Флоры», «Танкред и Эрминия»Литература: трагедии Пьера Корнель «Гораций», «Цинна» Жана Расина «Федра», комедии Мольера «Брак поневоле», «Дон Жуан»
Пуссен «Танкред и Эрминия» (1630)
Пуссен «Царство Флоры» (1620-1630)
ЗАДАНИЕ ДО 11.03.11: Семинар «Художественная культура Европы 18 века»1 группа: Эпохальный стиль Просвещение (в Европе)2 группа: Национальный стиль (художественная культура Англии, Франции, Германии и Австрии)3 группа: Индивидуальный стильАнглия: Д.Дефо, Д.Свифт, Хогарт, Гейнсборо; Германия и Австрия: Гете, Шиллер, Бах, Глюк, Бетховен, Гайдн, МоцартИталия: Тьеполо, Гварди, Гольдони, Гоцци Франция: Вольтер, Фальконе, Ватто, Шарден,