Религия во время великой отечественной войны
Митрополит Сергий. Из обращения «Пастырям и пасомым Православной Христовой Церкви»В последние годы мы ,жители России, Утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не увесь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумится над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину…..Вспомним вождей русского народа ,например, Александра Невского, Дмитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русских народов увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитечи и Алёше Поповиче, разбивших на голову Соловья-разбойника.Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Вмести с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставить она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг…Господь нам дарует победу.Патриарший местоблюститель смиренный Сергей, Митрополит Московский и Коломенский.
Эта победа досталась нелегко: огромные потери, разруха и кошмар лагерей вошли в историю Отечества навсегда. Важнейшую роль в итоге войны сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух.
Во время Великой Отечественной войны произошло изменение отношения власти к церкви. Церковь вела активную патриотическую деятельность, и вера в Бога морально поддерживала людей в тылу и на фронте.
С 1917 года положение церкви резко ухудшилось. С приходом к власти большевиков для Церкви наступили нелёгкие времена. Начали закрывать церкви, изымать церковные ценности. Политика воинствующего атеизма не принесла ожидаемых результатов. Об этом свидетельствует перепись населения 1937.-Из 30 милионов-84% признали себя верующими.-Из 68,5 миллионов-45%. Но эти результаты явно не оправдали ожидания безбожников.
. В «период перемен» (1917-1941 гг.) большевики отказывались от традиционной русской религии. Но во время войны нужно было вернуться к исконно русскому, традиции помогали объединению народа на основе общей истории.
«Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои»
По некоторым мнениям к началу войны было 4225 православных приходов. С самого начала войны руководители практически всех религиозных центров и организаций осудили идеологию фашизма и призвали верующих к защите Отечества.
С июня по декабрь 1941 г. было закрыто 16 церквей, здания которых были переданы под школы и клубы.В условиях войны священнослужители Удмуртии проводили патриотическую работу среди своей паствы, которая заключалась в ознакомлении верующих с обращениями патриарха, статьями митрополитов, посланиями архиепископа Ижевского и Удмуртского, чтением проповедей на патриотические темы.
Органы власти на местах теперь не препятствовали открытию храмов, прекратились репрессии.Нужно было вернуться к исконно русскому, традиции помогали объединению народа на основе общей истории, общего вероисповедания
. Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Асташкиной М. М. - Мария Мироновна, вы были призваны военным комиссариатом?- Нет, на войну добровольцем ушла сама. Мною двигало чувство любви к Родине, к своей земле. Всю войну я была на передовой командиром санитарного взвода.- Как вы выполняли свою работу?- Работа... день и ночь... недели. Как только наступление, так работы непочатый край. Валились с ног, но делали, что было в наших силах. Раненых бойцов выносили на волокушах в укромное место, перевязывали их там и переправляли в санитарный батальон за 3-5 километров.- Как же вы остались живы?- Меня, наверное, Бог сохранил. Ведь, бывало, встанешь, когда собираешь бойцов, только пули свистят над головой. А меня не берут. Сослуживцы гибли...- Каково на фронте было отношение к Богу?- Помню, раненые на поле боя кричат: «Боже, помоги!» или ещё: «Мама, помоги!»...Говорили, что в госпиталях в Москве и в Ленинграде рядом находились церковь и мед. пункт. Чтобы исповедоваться могли раненые, помолиться перед иконкой. Наверное, это им помогало. А ещё ходили слухи, что перед битвой за Москву кто-то из власти на самолёте летал вокруг города с иконой Тихвинской Божьей Матери. Они освящали границы, оберегали от захватчиков город.- Помните своё отношение к религии до войны?- Да, девочкой я была тогда. Воспитывали нас атеистами. Так по утрам мы в деревенском клубе готовили атеистические выступления. А рядом с клубом была церковь. По вечерам мы ходили туда.
1943 год можно считать годом официального потепления» отношений Сталина с православием. Принято решение о создании духовных академий в Москве, Киеве и Ленинграде. Сталин согласился с церковнослужителями по вопросу о необходимости выпуска церковных книг. Киеве и Ленинграде.
С началом войны Церковь обрела новый статус. Она объединилась с властью и приступила к активной патриотической деятельности. Вновь открывались храмы, власть стала показывать своё положительное отношение к православию. В тот период времени необходима была сплочённость, объединение население в священной борьбе. Православие - традиционная всеобщая религия русского народа. Во время войны помощь православной церкви состояла из двух направлений - духовного и материального. На нужды фронта собирались немалые суммы. Православие помогало людям обрести относительное душевное успокоение, надежду на победу России и Советского Союза. В тылу многие молились за фронтовиков. На фронте часто верили в божественную силу икон и крестов (атрибутов религии). Внешняя политика требовала принятия в России свободы вероисповедания как проявления демократии. Демократические страны-союзники США и Англия хотели поддерживать страну, где люди свободны в выборе религии.