Зодчие Санкт-Петербурга
«Я с музой зодчего беседую опять…» Страной зодчих назвал Россию искусствовед и художник И. Э. Грабарь. Это высказывание в полной мере относится и к Петербургу. Создатель и основатель города Пётр I поставил перед собой задачу «превратить Московскую Русь в Российскую Европу». В строительстве Петербурга, сотрудничая, взаимодействуя и соперничая, участвуют и приглашённые с запада архитекторы, и русские зодчие.С течением времени город приобрёл особый колорит, где на равных существовали замечательные образцы архитектуры классицизма и ампира, эклектики и изысканного модерна.Эта многоликость города словно призывает, по словам Ф. М. Достоевского, «вглядеться в Петербург внимательнее, изучить его физиономию и прочесть историю города в этих великолепных зданиях, дворцах, монументах.»
В этой презентации рассматривается творчество одних из самых выдающихся зодчих Санкт-Петербурга конца XVIII – начала XIX веков, творящих в стиле позднего классицизма и эклектики, таких, как А. Н. Воронихин, К. И. Росси, О. Монферран.
Андрей Никифорович Воронихин (1760-1814) Выдающийся русский архитектор. В Петербург был приглашён президентом Академии художеств А. С. Строгановым, по заказу которого в 1790 году перестроил графский дворец на Невском проспекте. Самым знаменитым творением зодчего, увековечившим его имя, является собор Во имя иконы Казанской Божией Матери на Невском проспекте (1801 – 1811). По его проектам возведены здание Горного института на Васильевском острове, ряд сооружений в Павловске, Гатчине и Стрельне, колоннады в Петергофском парке.
Казанский собор 1800 год стал переломным в жизни и творчестве Андрея Воронихина: был утвержден проект Казанского собора. Став независимым и женившись на англичанке Мэри Лонд, он переезжает в один из домов около строящегося Казанского собора. Живя вблизи него, архитектор непрерывно наблюдал за процессом работы и руководил строительством.Начатый в 1801 году, Казанский собор был выстроен за десять лет. При его создании Воронихин проявил себя не только превосходным архитектором и организатором строительных работ, но и передовым инженером-изобретателем. Сконструированный им наружный купол собора диаметром около 18 метров, представлял собой пространственную металлическую конструкцию, выполненную из кованого железа. Это была первая подобная конструкция в отечественной практике. 1 января 1811 года создатель Казанского собора был удостоен ордена св. Владимира 4-й степени, дающего право на потомственное дворянство, а 26 сентября того же года по освящении собора «пожалован кавалером ордена св. Анны, украшенным бриллиантами, а также пенсиею».
Решетка у Казанского собора Сквер перед фасадом Казанского собора полукругом ограждает ажурная решетка длинной 171 м. Установленная на массивном гранитном цоколе, она состоит из 14-ти увенчанных шарами гранитных столбов, разделенных между собой широкими чугунными звеньями. На вертикальные металлические стержни решетки наложены отлично прорисованные чугунные украшения ромбовидной формы. Вверху проходит орнаментальный пояс, он как бы отвечает протянувшемуся лентой каменному цоколю.Ограда установлена в 1811-1812 гг. по проекту архитектора А.Н. Воронихина. Модели для отливки орнаментальных украшений выполнил известный в ту пору резчик Василий Захаров.Воронихинская решетка – прекрасный образец русского декоративного искусства.
Карл Иванович Росси (1775-1849) По происхождению итальянец, но в историю архитектуры вошёл как русский зодчий. Ученик В. Бренны. В 1816 году поступил на службу в комитет по делам строений и гидравлических работ, в ведении которого находились все строительные работы в Петербурге. Росси – автор архитектурных ансамблей в центре города и на Дворцовой площади. В 1819- 1829 годах архитектор, сохранив удачную идею Ю. М. Фельтена полуциркулярного расположения строений напротив Зимнего дворца, возвёл на Дворцовой площади два монументальных здания, соединённых между собой триумфальной аркой (арка Главного штаба). По его проектам построены Михайловский дворец (1819-1825), здания Александрийского театра (1828-1832), Сената и Синода (1829-1834) и др.
Арка главного штаба Дворцовая площадь – главная площадь города. Ее границы были определены вскоре после постройки Зимнего дворца, в 1779 году, когда архитектор Ю. М. Фельтен расположил здесь полукругом ряд частных домов. В 1819 году «устроение против Зимнего дворца правильной площади» было поручено К. И. Росси. Архитектор блестяще справился с этой задачей, создав один из лучших памятников города. Гигантское здание, полукругом опоясывающее Дворцовую площадь с юга, называют Главным штабом. Главный штаб, построенный в 1829 году, представляет собой два сооружения, соединенных между собой триумфальной аркой, расположенной напротив главного подъезда Зимнего дворца. Здания, общая длина которых по фасаду достигает 580 м, предназначались для размещения Главного штаба, Министерства финансов и иностранных дел. Ширина арки – 17 м, высота – 28 м. Арка богато украшена скульптурой на тему войны и мира, воздвигнута как памятник победы России в Отечественной войне 1812 года. Арку штаба венчает триумфальная колесница, запряженная шестеркой лошадей, а в колеснице - крылатая Слава с эмблемой России в руках. Авторы этой скульптуры – С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский, работавшие вместе с К. И. Росси. В монументальной арке Главного штаба сдержанно и вместе с тем величественно выражена тема торжества России в борьбе с врагами.
Огюст Монферран(1786-1858) Французский архитектор, в Петербург приехал в 1816 году. Разработал свыше двух десятков проектов перестройки Исаакиевского собора. В 1817-1857 годах Монферран назначается главным архитектором Исаакиевского собора, возведение которого стало делом всей его жизни. В Петербурге по проектам сооружены и некоторые другие постройки, в частности, знаменитая Александровская колонна перед Зимним дворцом (1830-1834).
Александровская колонна Мощным заключительным аккордом в ансамбле Дворцовой площади явилась Александровская колонна – монумент в память победы русской армии над войсками Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Александровская колонна (её высота составляет 47,5 м, диаметр – 3,66 м, а общий вес сооружения – около 600 тонн) была установлена в 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана. Это величайший в мире гранитный монолит, который держится на постаменте безо всяких укреплений, только силой своей тяжести. Вершина Александровской колонны украшена фигурой ангела с крестом работы скульптора Б. И. Орловского. Пьедестал колонны украшают четыре рельефа, посвящённые победам русской армии.Ансамбль Дворцовой площади и окружающие её здания, созданные в разное время разными архитекторами и в разных стилях, тем не менее, поражают художественным единством и необыкновенной гармонией, и в этом секрет их воздействия на зрителей.
Исаакиевский собор Однако наиболее значительным произведением Монферрана, принесшим ему всемирную славу, является Исаакиевский собор, проектированием и строительством которого Монферран занимался более 40 лет – с 1817 по 1858 год. Исаакиевский собор – самый выдающийся памятник архитектуры позднего русского классицизма. Его величественные, монументальные формы, богато разработанная пластика фасадов, насыщенность интерьера различными видами изобразительных искусств, и прежде всего живописью и скульптурой, неизменно привлекает к себе внимание. По своим грандиозным размерам (его высота – 101.5 метра) этот собор входит в число крупнейших купольных сооружений Европы. Он уступает только собору св. Петра в Риме и собору св. Павла в Лондоне.
Превосходный образец ранней эклектики Расположенный в центре города, Исаакиевский собор доминирует в ансамблях двух его главных площадей: Декабристов (бывшая Сенатская площадь) и Исаакиевской. К тому же он в значительной степени определяет силуэт города и хорошо виден в перспективах множества улиц, проспектов, площадей и набережных. Еще при жизни Монферран получил всемирное признание. В начале 1830-х гг. он удостоен звания почётного вольного общника Петербургской Академии художеств; римская Академия св. Луки и флорентийская избирают его своим почетным членом, а в начале 1840-х гг. он становится почётным членом и членом-корреспондентом Королевского института британских архитекторов.Сегодня же можно с уверенностью сказать: Монферран – один из самых выдающихся зодчих в истории русской архитектуры, который своим творчеством идеально подвёл черту под архитектурой классицизма и дал превосходные образцы ранней эклектики.
Информация Презентацию подготовил ученик 7«В» класса Морозов Егор.