Наука и образование в 1-й четверти XIX века XIX век История России
План урока. 1.Развитие системы образо-вания. 2.Биология и медицина. 3.Геология и химия. 4.Математика,физика и аст-рономия. 5.Наука и производство.
Задание на урок. Подумайте почему власти с большим вниманием относились к развитию науки и образования в 1-й половине 19 века?
1.Развитие системы образования. После реформы 1803г.сис тема образования сос-тояла из 4-х ступеней: -1-классные церковно-приходские школы, -2-классные уездные учи-лища, -4-классные губернские гимназии, -университеты. В н. 19 в.были открыты университеты в Дерп-те,Казани,Харькове, Вильно,Петербурге и Лицеи в Царском Селе и Ярославле.
1.Развитие системы образования. При Николае I все типы школ сохранились,но они стали сословно-обособленными. Для подготовки педкад-ров открылись инсти-туты в Москве и Пете-рбурге,а для подготов-ки иженеров стали по-являться технические заведения. Несмотря на цензуру в стране росли библио-теки,появлялись но-вые книгоиздательст-ва.(например Издате-льство А.Ф.Смирдина)
2.Биология и медицина. В н.19 в. русские биологи вплотную подошли к пониманию эволюци- онных процессов раз-вития природы. И.Двигубский,И.Дядько-вский считали что ок-ружающий мир заро-дился естественным путем.К.Бэр в «Всеоб-щем законе развития природы» предвосхи-тил эволюционную те орию Ч.Дарвина. Н.Пирогов заложил осно вы военно-полевой хи рургии.
3.Геология и химия. В 1811 г.К.Киргхоф зало-жил основы учения о катализе.К. Гротгус открыл закон фотохи-мии(химическое прев-ращение вещества при поглощении света. В 1840 г.Г.Гесс открыл закон сохранения энер гии применительно к химии. В 1826-27 гг.П.Соболевс-кий и В.Любарский стали основоположни-ками порошковой ме-таллургии.
3.Геология и химия. Работы Н.Зинина,А.Бут-лерова заложили осно-вы органической хи-мии в России. Развитие капиталисти-ческих отношений выз вало бурное развитие геологии. В 30-е гг. начались геоло-го-съемочные работы территории России,а в 1840 г. Н.Кокшаров со ставил геологическую карту Европейской части страны.
3.Геология и химия. Реформа образования по-служила толчком к бу-рному развитию мате-матической науки. Математический анализ начал применяться М. Острогралским в тер-мо-,электродинамике, теории потенциала. В 1826 г. профессор Каза-нского университета Н.Н.Лобачевский соз-дал неевклидову гео-метрию,которая наш-ла практическое при-менение только во 2- половине 20-века.
4.Математика,физика и астрономия. В физике основные иссле дования были связаны с электричеством. В 1802г.В.Петров разрабо тал гальваническую батарею и впервые по-лучил электрическую дугу.Б.Якоби и Э.Ленц разработали теорию электрических явле-ний на основе которой был созданы электро-двигатель и гальвано- пластика. П.Шиллинг изобрел теле граф,а Якоби-буквопе- чатающий аппарат.
4.Математика,физика и астрономия. В астрономии шел процесс накопления зна-ний.Главным достижением стало создание телескопических систем,позволивших более детально описать Солнечную систему. В 1839 г. была открыта Пулковская обсерва-тория ставшая астрономическим центром России.
5.Наука и производство. Железная Дорога Санкт-Петербург -Царское Село. Развитие производства сдерживалось крепостными порядками,но достижения науки все же находили в нем быстрое применение.В 1817 г. началось про-изводство стали методом пудлингования,П.Аносов открыл секрет булатной стали,в 30-40-е гг. нача-лось железнодорожное строительство,для тексти-льной промышленности начали производиться химические красители,в 20-е г.началось развитие машиностроения.