Культура Востока Древняя Индия конец II — середина 1 тыс. дон. э
Буддийские и индуистские храмы и монастыри Искусство древнейших Индских цивилизаций: Мохенджодаро и Хараппа.
Понятия: Глиптика Мелкая пластика Ступа Чайтья Вихара Древнеиндийский скульптурный канон.
Мелкая пластика Глиптика — искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.
«Танцующий Шива». ХI в. н.э.
Не правда ли, рисунки на этих печатях очень похожи ? Похожи своими очертаниями даже надписи... Но верхняя печать из Древней Месопотамии, а нижние - из дол ины Инда.
Два рельефа: слева— рождение Будды ( V в. дон. э.), справа — индийская нимфа, дух растительности (II в.н.э.)
Бог справедливости Варуна несет с собой веревку для устрашения преступников и нарушителей условий сделок.
Агни, бог огня В его пламени жертвы очищаются.
Формы буддийских культовых сооружений:Ступа — символический реликварий сферической формы. Символика мандалы (плана мира) в структуре ступы. Чайтья — храм-молельня. Вихара — скальный буддийский монастырь.
Ступа в Санчи. III—II вв. до н. э. до н. э. ступа была обнесена оградой с четырьмя воротами
Большая Ступа или Ступа №1 в Санчи. Центральная полусфера равна в диаметре 40 м. Индия. 3-2 вв. до н.э. Резные ворота (торана) высотой 11 м были сооружены в конце 1 в. до н.э. На них изображены сцены из жизни Будды.
Ступа №3 в Санчи — более простая и уменьшенная копия Большой ступы. У ступы №3 лишь одни врата. В ней содержатся реликварий с останками учеников Будды. 3-2 вв. до н.э.
Ступа в Санчи. Разрез и план. III -I вв. до н. з.
Чайтья в Карли 1 в. до н. э.
Фасады чайтьи в Аджанте (зал № 19). V—IХ вв.
Храм Кайласанатха в Эллоре. 725— 755 гг.
Храмы Эллоры. 725-755. В 4-6 вв. н.э. в Индии развернулось широкое храмовое строительство, связанное с распространением индуизма. Индийские храмы многоступенчаты, в них символически передана идея постепенного восхождения к небу. Храмы состоят из трех частей: крытой галереи для молящихся, крытой галереи для молящихся, закрытого помещения (притвора) и святилища (главной части храма), над которым воздвигались высокие башни - шикхара. Скульптурные фризы опоясывают храм рядами
Шикхара южного типа. Храм Кайласанатха в Эллоре. УIII в,
Стамбхи — монолитные каменные колонны, обычно увенчанные лотосовидной капителью с символическими скульптурами животных. Ашока воздвигал их на местах, связанных с историей буддизма. Они завершались фигурами животных. Хорошо отполированные десятиметровые колонны, на которых начертаны эдикты Ашоки, завершаются необычайной красоты капителями, где, как правило, высечены животные— лен, бык, слон или лошадь. Изображение львиной капители в Сарнатхе скульптурная группа из четырех львов стало национальным гербом Индии.
Канон скульптурного изображения Будды
Канонические позы Будды
Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. 10-11 вв. Индия.
Джайнистский храм. Пустыня Тар. Раджастхан
Индийская девушка в сари и с украшениями.