Повторение домашнего задания Философия Нового времени; Ответы к тесту на с. 37-38.
Домашнее задание §4 читать, материал лекции учить, Эссе.
«Из истории русской философской мысли» Уроки 9-10.
1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Общественно-философская мысль России богата и самобытна. Она представлена яркими именами крупных мыслителей, внесших значительный вклад в российскую и мировую культуру По мнению многих исследователей, формирование в России философии каксамостоятельной, систематизированной областизнания относится к XIX в. Однако это не означает, что в предшествующие эпохи философская мысль отсутствовала Уже в Киевскую Русь вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих отцов церкви, византийских богословов
1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Митрополит Иларион (умер ок. 1055) - митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого. Первый русский по происхождению митрополит в Киеве. Автор «Слова о Законе и Благодати» (1030-1050). Развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветнойэпохи закона эпохой благодати. 2. Принимая благодать как божественный духовный дар, человекдолжен возложить на себя и большую нравственнуюответственность. 3. Русская земля включена Иларионом в общемировой процессторжества «истины и благодати»
1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Монах Филофей (ок. 1465-1542) — старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Известен как предполагаемый автор концепции «Москва - Третий Рим» Представление о Москве, как о Третьем Риме, сложилось среди русских людей XVI в. на почве политических и религиозныхвоззрений, в связи с явлениями общеевропейской истории2. «…единъ ты во всей поднебесной христианом царь якоже вышеписахъ ти и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти…»
1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв.Феофан Прокопович (1681-1736) - епископ Русской Православной Церкви, публицист, сподвижник Петра I Высоко ценил и отстаивал науку и просвещение 2. Один из первых в России философов-деистов - сторонником учения, согласнокоторому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие 3. Во имя выставленного им идеала просвещённого человека и сильного своим просвещением государства, он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком
1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Василий Никитич Татищев (1686-1750) - известный русский историк 1. Вся литературная деятельность Татищева, включая и труды по истории и географии, преследовала публицистические задачи: польза общества была его главною целью (утилитаризм - моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью )2. Основой общественных изменений Татищев считал «силу человеческого разума», что весьма характерно для философов эпохи Просвещения
2. Философские искания XIX векаПётр Яковлевич Чаадаев (1794—1856)- русский философ и публицист В 1829-1831 гг. создает своё главное произведение - «Философические письма» 2. Осуществление истории есть реализация Божественной воли. Культурные достижениязападных стран свидетельствуют, по его мнению, о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления своих целей3. Отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к католицизму4. Россия - страной отсталая, стоящая на обочине цивилизованного мира 5. В более поздних статьях и письмах Чаадаев утверждал, что Россия имеет свою историческую миссию
2. Философские искания XIX векаЗападничество - сложившееся в 1840-х-50-х годах направлениерусской общественной и философской мысли, выражавшеенастроения либеральной и радикально настроеннойинтеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизации России А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский и др. Основываясь на признании изначального единства человечества и закономерностях его исторического развития, они полагали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперёд западноевропейские народыЗападники полагали, что имеется единственный общечеловеческийпуть развития, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы
2. Философские искания XIX векаСлавянофильство - литературно-философское течение общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, представители которого утверждали о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическоми культурном развитии А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья Аксаковы Славянофилы верили в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития, принципиальноотличного от западноевропейского путиЛюбые попытки направить развитие России в русло западной цивилизации расценивались ими как навязывание чуждых ценностей
2. Философские искания XIX векаВладимир Сергеевич Соловьёв (1853−1900) - российский религиозный философ, поэт, публицист, литературный критик Смыслом существования всего живого на Земле является стремление к соединению с Божественным логосом Через царство природное человеческое бытие постепенно приходит к Царству Божию, в которомвсе вновь собирается из хаоса и обживается. Основной идеей его религиозной философии была идея Софии - Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром Вера не противоречит разуму, а дополняет его
3. Цивилизационный путь России: продолжение споровПервая четверть прошлого столетия стала периодом активной творческой деятельности целой плеяды отечественных философов Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.), С. Н. Булгаков (1871-1944 гг.), П. А. Флоренский (1882-1937 гг.), Г. Г. Шпет (1879-1937 гг.) Евразийская доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия есть Евразия, третий, срединный материк, это особый исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запададолжна смениться временем лидерства Евразии. Н. А. Бердяев как и его предшественник В. Соловьев, исходил из промежуточного положения России между Западом и Востоком.Россия стала ареной «столкновения и противоборства восточных и западных элементов»