Успенский собор во Владимире Церковь Покрова на Нерли Древнерусская икона Неоспоримые свидетельства Книжная сладость Русские храмы Храмы Владимиро-Суздальской земли План
Неоспоримые свидетельства Несмотря на междоусобицы, Древнерусское государство в XII веке возрастает и расширяется.
И происходит это не только за счет освоения новых земель и укрепления границ. Русь возрастает прежде всего за счет своей мощной духовной основы. А духовная сила и красота жизни обязательно отображаются в произведениях искусства. Петр Кончаловский. Новгород
Красота, о которой твердили возвратившиеся из Софии Константинопольской послы князя Владимира, с новой силой засияла в Софии Новгородской, Софии Киевской, в других многочисленных древнерусских храмах, иконах, книгах, церковных песнопениях, праздниках церковных и народных, песнях народных, сказаниях, былинах, обрядах и обычаях.
Первые века русской христианской культуры пронизаны светлой радостью открытия и узнавания нового, прекрасного и прежде неизвестного. Мир и человек, прошедшее и будущее — все предстало перед нашими предками в новом освещении.
Древнерусский мастер — художник, зодчий, книжник, — познавший Творца Бога, в духовном восторге сам творил новое, великое и чудное. Строительство города Ярослава. Миниатюра Радзивилловской летописи.
Древнерусские храмы, иконы и книги — самые яркие и неоспоримые свидетельства духовных устремлений и идеалов наших далеких предков. Икона «Никола Липный», 12 век
Книжная сладость Глядя на прекрасные храмы, иконы, книги и другие произведения древнерусского искусства, мы непосредственно соприкасаемся с тем, что больше всего радовало и окрыляло человека, что давало ему духовное наслаждение. В древнерусской литературе нет слов «удовольствие» и «прелесть» в современном понимании. Более того, слово «прелесть» тогда вообще не употреблялось в положительном смысле. Корень «лесть» означал ‘ложь’, следовательно, «прелесть» — это ‘ложь в превосходной степени’. Желая выразить чувство возвышенного и прекрасного, древнерусский писатель употреблял другое слово — «сладость».
«Послушать в сладость» означало слушать с превеликим удовольствием.
Составитель «Киево-Печерского патерика» говорит от лица читателя: «Мы наслаждаемся духовных тех словес». Значит, древнерусский читатель не просто получал новые знания, а умел наслаждаться чтением.
Митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати» обращался не «к неведущим» читателям, а к «насытившимся книжной сладостью».
Чтобы показать превосходство духовного над вещественным, древнерусский писатель очень часто говорил, что получаемое от книг наслаждение «паче меда», то есть слаще меда. Куприяновские или Новгородские листки. Евангелие апракос. X-XI в
Выдающийся древнерусский проповедник Кирилл Туровский говорил: «Сладок мед и хорош сахар, но того и другого добрее книжный разум: это сокровище жизни вечной». Поэтому труд книжника в Древней Руси любили сравнивать с трудом пчелы.
Даниил Заточник писал: «Князь, я ни за море не ходил, ни у философов не учился, но был как пчела — припадая к разным цветам и собирая мед в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их и собрал, как в мех воды морские». Рукопись Моления Даниила Заточника. Список XVI в.
А в «Житии Феодосия Печерского» указывается, что и князья, и простые люди шли к святому, чтобы насладиться «медоточивыми речами», исходящими из уст его. Архангельское Евангелие 1092 г. Заставка Дополнительная иллюстрация
Остромирово Евангелие 1056-57 гг.
Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Евангелист Лука
Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Евангелист Марк
Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Заставки
Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Буквицы
Изборник Святослава (1073 г.)
Изборник Святослава (1073 г.). Отцы Церкви (фрагмент)
Фрагмент большого сиона из Софийского собора в Новгороде, 1108 г.
Инициал В с изображением проповедающего Иоанна Предтечи миниатюра из Мирославова Евангелия 1180-90
Заставка и буквицы из Евангелия XII в., нижний ряд - буквицы из Евангелия 1120 г.
Русские храмы Вместе с распространением христианства на Руси развивалось и храмостроительство. Строительство Печерской церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи
Лучшие мастера, лучшие строительные материалы, лучшие украшения — все это предназначалось для храма. Мозаика Десятинной церкви в Киеве
Не было такого города в Древней Руси, который не заботился бы украсить себя величественным и красивым храмом. Ярославль. Вид церкви Иоанна Предтечи. Виллие М.Я.
Храм был средоточием не только церковной, но и общественной жизни. В храме собирались все люди на молитву: в праздники и в часы испытаний, в радости и в беде. Великий мост и Св. София Новгородская. Реконструкция Д.П. Сухова
В XI веке на Русь мастера-храмоздатели ехали из Византии. Русские художники учились у греков не только каменному зодчеству, но и мозаичному искусству, и секретам фресок — настенной живописи храмов. София Константинопольская
В удивительно короткий срок русские мастера обучились этим искусствам. И в середине ХI века наступил первый расцвет древнерусского храмового искусства. До сего дня радуют наш взор София Киевская и София Новгородская. София Киевская (1036-1043 гг.) Открыть Открыть София Новгородская (1036-1043 гг.)
Храмы Владимиро-Суздальской земли Новый расцвет — это храмы Владимиро-Суздальской Руси времен князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем — все это шедевры архитектуры, имеющие мировую известность. По свидетельству письменных источников и археологических исследований, в древности эти храмы были украшены прекрасными иконами, богатой утварью, светильниками и другими предметами прикладного искусства.
Подходя к этим храмам сейчас, мы созерцаем только отблеск той красоты, которая сияла в этих храмах пять-семь столетий назад. Открыть Церковь Святых Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем Открыть Георгиевский собор Юрьева-Польского Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском
Успенский собор во Владимире Первоначальное строительство Успенского собора во Владимире происходило в 1158–1160 годах. Закладка г. Владимира и Успенского собора кн. Андреем Боголюбским
Для великой святыни — чудотворной иконы Божией Матери, получившей впоследствии наименование «Владимирской», — князь Андрей Боголюбский решил воздвигнуть лучший на Руси храм.
Летописец говорит, что для постройки этого собора «Бог привел мастеров из всех земель». Успенский собор во Владимире. XIII в.Н. Усачев
По примеру великого князя Владимира Андрей Боголюбский дал воздвигнутому им храму десятину от своих стад, от торговли, кроме того, город Гороховец и села.
Современники, в том числе и иностранные гости, поражались великолепию Успенского собора, блеску иконостаса и всем церковным украшениям. Торжественное шествие в Успенский собор. 1670-е гг.
Через несколько лет после окончания постройки случился пожар и собор сгорел. Владимир Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция С.В.Заграевского Владимир Успенский собор во Владимире. 1158-1160. Реконструкция Н. Воронина
Князь Всеволод Большое Гнездо, перестраивая Успенский собор в 1185–1187 годах, возвел величественный пятикупольный собор, который до сего дня является украшением Руси. Дополнительная иллюстрация
Успенский собор во Владимире. Фрески Андрея Рублева
Фрески Успенского собора Владимира. 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный
Икона «Спас в силах» из праздничного чина Успенского собора во Владимире Андрей Рублев
Икона «Вознесение» из праздничного чина Успенского собора во Владимире Андрей Рублев
Церковь Покрова на Нерли Одним из любимейших русских церковных и общенародных праздников стал праздник Покрова Божией Матери. Икона «Покров Божией Матери», Новгород, конец 14 века
Большинство церковных праздников было заимствовано из Византии, но этот праздник неизвестен ни православному Востоку, ни латинскому Западу. Основанием для установления праздника явилось предание, как святому Андрею, жившему в Царьграде в X веке, явилась Божия Матерь в храме. Люди молились об избавлении от неминуемой гибели от врагов, и Богоматерь распростерла Свой покров-омофор над народом. Икона «Покров Божией Матери» 15 век
Праздник Покрова Богородицы выражал веру православных русских людей в то, что Богоматерь имеет о Руси особую заботу и покрывает ее от бедствий и всякого зла. Икона «Покров Божией Матери», Новгород, 15 век
Первым храмом, освященным в честь этого праздника, был созданный Андреем Боголюбским храм Покрова на Нерли. Храм Покрова на Нерли. Реконструкция
Зодчие воздвигли храм так, чтобы князь Андрей мог видеть его из окон своего дворца в Боголюбове.
Поставленный на холме, храм словно вырастает из земли, отражаясь в водах реки.
Рельефные изображения на стенах создают впечатление сказочной красоты.
«Церковь Покрова на Нерли, — писал искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь, — является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства».
Красоту храма Покрова на Нерли нельзя передать через описания, фотографии и рисунки.
Только тот, кто ходил в тени окружающих его деревьев, в состоянии оценить это чудо русского искусства.
Древнерусская икона Слово «икона» — греческое, в переводе на славянский язык оно означает «образ». Древнерусская икона занимает самое почетное место в мировом искусстве. Апостолы Петр и Павел Конец ХI – начало XII вв. Новгород
Иконописанию русские мастера учились у греков, но так же, как и в искусстве храмоздания, очень скоро они сами достигли высочайших вершин мастерства. Спас Нерукотворный Двусторонняя выносная икона. Византийская школа. Новгород Первая половина XII в.
Из «Повести временных лет» мы знаем, что иконы греческого письма принес князь Владимир из Корсуня, когда шел в Киев крестить киевлян. Поэтому несколько столетий на Руси древнейшие иконы принято было именовать «корсунскими». Устюжское Благовещение Новгород 30–40-е годы XII в.
Из «Киево-Печерского патерика» мы знаем имя инока Алипия, искуснейшего иконописца первых веков христианства на Руси. Икона преподобного Алипия, иконописца Печерского
В XII веке не только Киев, но и Новгород и Владимир славились своими иконописцами. Поклонение кресту 12 век
Икона — не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо человека. А икона — преображенное и просветленное лицо, то есть лик. Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы) Новгород 12 век
Иконы — это, по словам священника Павла Флоренского, окна в духовный мир. Икона Божией Матери «Умиление» Начало XIII в. Происходит из Успенского собора Московского Кремля
Красота иконы — особая красота. Смысл иконы не заключается в ее красоте как вещи, но в духовной красоте, которую она отображает. Спас Нерукотворный Ярославль Первая половина XIII в.
В житиях святых нередко встречаются свидетельства о необыкновенном свете, которым изнутри светились лица святых. На иконе этот свет изображается символическим нимбом — сиянием. Святые Борис и Глеб 12 век
Цель иконы — возводить ум и сердце человека от образа-иконы к Первообразу, к Богу. И древнерусская икона достигала своей цели. Икона Божией Матери XIII век Псков
Сохранилось бесчисленное множество исторических источников, говорящих о том, как русский народ любил и почитал святые иконы. Спас Вседержитель Тверь (?) Конец XIII в.
Наивысшего расцвета древнерусское иконописание достигает во второй половине XIV века, во времена величайшего иконописца Руси — Андрея Рублева. Троица Андрей Рублев Около 1411 г.