PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / История / История Древней Руси - Часть 20 «Искусство Древней Руси»
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: История Древней Руси - Часть 20 «Искусство Древней Руси»


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: История Древней Руси - Часть 20 «Искусство Древней Руси»


Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Успенский собор во Владимире Церковь Покрова на Нерли Древнерусская икона Неоспо
Описание слайда:

Успенский собор во Владимире Церковь Покрова на Нерли Древнерусская икона Неоспоримые свидетельства Книжная сладость Русские храмы Храмы Владимиро-Суздальской земли План

№ слайда 3 Неоспоримые свидетельства Несмотря на междоусобицы, Древнерусское государство в
Описание слайда:

Неоспоримые свидетельства Несмотря на междоусобицы, Древнерусское государство в XII веке возрастает и расширяется.

№ слайда 4 И происходит это не только за счет освоения новых земель и укрепления границ. Ру
Описание слайда:

И происходит это не только за счет освоения новых земель и укрепления границ. Русь возрастает прежде всего за счет своей мощной духовной основы. А духовная сила и красота жизни обязательно отображаются в произведениях искусства. Петр Кончаловский. Новгород

№ слайда 5 Красота, о которой твердили возвратившиеся из Софии Константинопольской послы кн
Описание слайда:

Красота, о которой твердили возвратившиеся из Софии Константинопольской послы князя Владимира, с новой силой засияла в Софии Новгородской, Софии Киевской, в других многочисленных древнерусских храмах, иконах, книгах, церковных песнопениях, праздниках церковных и народных, песнях народных, сказаниях, былинах, обрядах и обычаях.

№ слайда 6 Первые века русской христианской культуры пронизаны светлой радостью открытия и
Описание слайда:

Первые века русской христианской культуры пронизаны светлой радостью открытия и узнавания нового, прекрасного и прежде неизвестного. Мир и человек, прошедшее и будущее — все предстало перед нашими предками в новом освещении.

№ слайда 7 Древнерусский мастер — художник, зодчий, книжник, — познавший Творца Бога, в дух
Описание слайда:

Древнерусский мастер — художник, зодчий, книжник, — познавший Творца Бога, в духовном восторге сам творил новое, великое и чудное. Строительство города Ярослава. Миниатюра Радзивилловской летописи.

№ слайда 8 Древнерусские храмы, иконы и книги — самые яркие и неоспоримые свидетельства дух
Описание слайда:

Древнерусские храмы, иконы и книги — самые яркие и неоспоримые свидетельства духовных устремлений и идеалов наших далеких предков. Икона «Никола Липный», 12 век

№ слайда 9 Книжная сладость Глядя на прекрасные храмы, иконы, книги и другие произведения д
Описание слайда:

Книжная сладость Глядя на прекрасные храмы, иконы, книги и другие произведения древнерусского искусства, мы непосредственно соприкасаемся с тем, что больше всего радовало и окрыляло человека, что давало ему духовное наслаждение. В древнерусской литературе нет слов «удовольствие» и «прелесть» в современном понимании. Более того, слово «прелесть» тогда вообще не употреблялось в положительном смысле. Корень «лесть» означал ‘ложь’, следовательно, «прелесть» — это ‘ложь в превосходной степени’. Желая выразить чувство возвышенного и прекрасного, древнерусский писатель употреблял другое слово — «сладость».

№ слайда 10 «Послушать в сладость» означало слушать с превеликим удовольствием.
Описание слайда:

«Послушать в сладость» означало слушать с превеликим удовольствием.

№ слайда 11 Составитель «Киево-Печерского патерика» говорит от лица читателя: «Мы наслаждаем
Описание слайда:

Составитель «Киево-Печерского патерика» говорит от лица читателя: «Мы наслаждаемся духовных тех словес». Значит, древнерусский читатель не просто получал новые знания, а умел наслаждаться чтением.

№ слайда 12 Митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати» обращался не «к неведущим» чит
Описание слайда:

Митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати» обращался не «к неведущим» читателям, а к «насытившимся книжной сладостью».

№ слайда 13 Чтобы показать превосходство духовного над вещественным, древнерусский писатель
Описание слайда:

Чтобы показать превосходство духовного над вещественным, древнерусский писатель очень часто говорил, что получаемое от книг наслаждение «паче меда», то есть слаще меда. Куприяновские или Новгородские листки. Евангелие апракос. X-XI в

№ слайда 14 Выдающийся древнерусский проповедник Кирилл Туровский говорил: «Сладок мед и хор
Описание слайда:

Выдающийся древнерусский проповедник Кирилл Туровский говорил: «Сладок мед и хорош сахар, но того и другого добрее книжный разум: это сокровище жизни вечной». Поэтому труд книжника в Древней Руси любили сравнивать с трудом пчелы.

№ слайда 15 Даниил Заточник писал: «Князь, я ни за море не ходил, ни у философов не учился,
Описание слайда:

Даниил Заточник писал: «Князь, я ни за море не ходил, ни у философов не учился, но был как пчела — припадая к разным цветам и собирая мед в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их и собрал, как в мех воды морские». Рукопись Моления Даниила Заточника. Список XVI в.

№ слайда 16 А в «Житии Феодосия Печерского» указывается, что и князья, и простые люди шли к
Описание слайда:

А в «Житии Феодосия Печерского» указывается, что и князья, и простые люди шли к святому, чтобы насладиться «медоточивыми речами», исходящими из уст его. Архангельское Евангелие 1092 г. Заставка Дополнительная иллюстрация

№ слайда 17 Остромирово Евангелие 1056-57 гг.
Описание слайда:

Остромирово Евангелие 1056-57 гг.

№ слайда 18 Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Евангелист Лука
Описание слайда:

Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Евангелист Лука

№ слайда 19 Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Евангелист Марк
Описание слайда:

Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Евангелист Марк

№ слайда 20 Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Заставки
Описание слайда:

Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Заставки

№ слайда 21 Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Буквицы
Описание слайда:

Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Буквицы

№ слайда 22 Изборник Святослава (1073 г.)
Описание слайда:

Изборник Святослава (1073 г.)

№ слайда 23 Изборник Святослава (1073 г.). Отцы Церкви (фрагмент)
Описание слайда:

Изборник Святослава (1073 г.). Отцы Церкви (фрагмент)

№ слайда 24 Фрагмент большого сиона из Софийского собора в Новгороде, 1108 г.
Описание слайда:

Фрагмент большого сиона из Софийского собора в Новгороде, 1108 г.

№ слайда 25 Инициал В с изображением проповедающего Иоанна Предтечи миниатюра из Мирославова
Описание слайда:

Инициал В с изображением проповедающего Иоанна Предтечи миниатюра из Мирославова Евангелия 1180-90

№ слайда 26 Заставка и буквицы из Евангелия XII в., нижний ряд - буквицы из Евангелия 1120 г
Описание слайда:

Заставка и буквицы из Евангелия XII в., нижний ряд - буквицы из Евангелия 1120 г.

№ слайда 27 Русские храмы Вместе с распространением христианства на Руси развивалось и храмо
Описание слайда:

Русские храмы Вместе с распространением христианства на Руси развивалось и храмостроительство. Строительство Печерской церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи

№ слайда 28 Лучшие мастера, лучшие строительные материалы, лучшие украшения — все это предна
Описание слайда:

Лучшие мастера, лучшие строительные материалы, лучшие украшения — все это предназначалось для храма. Мозаика Десятинной церкви в Киеве

№ слайда 29 Не было такого города в Древней Руси, который не заботился бы украсить себя вели
Описание слайда:

Не было такого города в Древней Руси, который не заботился бы украсить себя величественным и красивым храмом. Ярославль. Вид церкви Иоанна Предтечи. Виллие М.Я.

№ слайда 30 Храм был средоточием не только церковной, но и общественной жизни. В храме собир
Описание слайда:

Храм был средоточием не только церковной, но и общественной жизни. В храме собирались все люди на молитву: в праздники и в часы испытаний, в радости и в беде. Великий мост и Св. София Новгородская. Реконструкция Д.П. Сухова

№ слайда 31 В XI веке на Русь мастера-храмоздатели ехали из Византии. Русские художники учил
Описание слайда:

В XI веке на Русь мастера-храмоздатели ехали из Византии. Русские художники учились у греков не только каменному зодчеству, но и мозаичному искусству, и секретам фресок — настенной живописи храмов. София Константинопольская

№ слайда 32 В удивительно короткий срок русские мастера обучились этим искусствам. И в серед
Описание слайда:

В удивительно короткий срок русские мастера обучились этим искусствам. И в середине ХI века наступил первый расцвет древнерусского храмового искусства. До сего дня радуют наш взор София Киевская и София Новгородская. София Киевская (1036-1043 гг.) Открыть Открыть София Новгородская (1036-1043 гг.)

№ слайда 33 Храмы Владимиро-Суздальской земли Новый расцвет — это храмы Владимиро-Суздальско
Описание слайда:

Храмы Владимиро-Суздальской земли Новый расцвет — это храмы Владимиро-Суздальской Руси времен князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем — все это шедевры архитектуры, имеющие мировую известность. По свидетельству письменных источников и археологических исследований, в древности эти храмы были украшены прекрасными иконами, богатой утварью, светильниками и другими предметами прикладного искусства.

№ слайда 34 Подходя к этим храмам сейчас, мы созерцаем только отблеск той красоты, которая с
Описание слайда:

Подходя к этим храмам сейчас, мы созерцаем только отблеск той красоты, которая сияла в этих храмах пять-семь столетий назад. Открыть Церковь Святых Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем Открыть Георгиевский собор Юрьева-Польского Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

№ слайда 35 Успенский собор во Владимире Первоначальное строительство Успенского собора во В
Описание слайда:

Успенский собор во Владимире Первоначальное строительство Успенского собора во Владимире происходило в 1158–1160 годах. Закладка г. Владимира и Успенского собора кн. Андреем Боголюбским

№ слайда 36 Для великой святыни — чудотворной иконы Божией Матери, получившей впоследствии н
Описание слайда:

Для великой святыни — чудотворной иконы Божией Матери, получившей впоследствии наименование «Владимирской», — князь Андрей Боголюбский решил воздвигнуть лучший на Руси храм.

№ слайда 37 Летописец говорит, что для постройки этого собора «Бог привел мастеров из всех з
Описание слайда:

Летописец говорит, что для постройки этого собора «Бог привел мастеров из всех земель». Успенский собор во Владимире. XIII в.Н. Усачев

№ слайда 38 По примеру великого князя Владимира Андрей Боголюбский дал воздвигнутому им храм
Описание слайда:

По примеру великого князя Владимира Андрей Боголюбский дал воздвигнутому им храму десятину от своих стад, от торговли, кроме того, город Гороховец и села.

№ слайда 39 Современники, в том числе и иностранные гости, поражались великолепию Успенского
Описание слайда:

Современники, в том числе и иностранные гости, поражались великолепию Успенского собора, блеску иконостаса и всем церковным украшениям. Торжественное шествие в Успенский собор. 1670-е гг.

№ слайда 40 Через несколько лет после окончания постройки случился пожар и собор сгорел. Вла
Описание слайда:

Через несколько лет после окончания постройки случился пожар и собор сгорел. Владимир Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция С.В.Заграевского Владимир Успенский собор во Владимире. 1158-1160. Реконструкция Н. Воронина

№ слайда 41 Князь Всеволод Большое Гнездо, перестраивая Успенский собор в 1185–1187 годах, в
Описание слайда:

Князь Всеволод Большое Гнездо, перестраивая Успенский собор в 1185–1187 годах, возвел величественный пятикупольный собор, который до сего дня является украшением Руси. Дополнительная иллюстрация

№ слайда 42
Описание слайда:

№ слайда 43
Описание слайда:

№ слайда 44
Описание слайда:

№ слайда 45
Описание слайда:

№ слайда 46
Описание слайда:

№ слайда 47 Успенский собор во Владимире. Фрески Андрея Рублева
Описание слайда:

Успенский собор во Владимире. Фрески Андрея Рублева

№ слайда 48 Фрески Успенского собора Владимира. 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный
Описание слайда:

Фрески Успенского собора Владимира. 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный

№ слайда 49
Описание слайда:

№ слайда 50 Икона «Спас в силах» из праздничного чина Успенского собора во Владимире Андрей
Описание слайда:

Икона «Спас в силах» из праздничного чина Успенского собора во Владимире Андрей Рублев

№ слайда 51 Икона «Вознесение» из праздничного чина Успенского собора во Владимире Андрей Ру
Описание слайда:

Икона «Вознесение» из праздничного чина Успенского собора во Владимире Андрей Рублев

№ слайда 52 Церковь Покрова на Нерли Одним из любимейших русских церковных и общенародных пр
Описание слайда:

Церковь Покрова на Нерли Одним из любимейших русских церковных и общенародных праздников стал праздник Покрова Божией Матери. Икона «Покров Божией Матери», Новгород, конец 14 века

№ слайда 53 Большинство церковных праздников было заимствовано из Византии, но этот праздник
Описание слайда:

Большинство церковных праздников было заимствовано из Византии, но этот праздник неизвестен ни православному Востоку, ни латинскому Западу. Основанием для установления праздника явилось предание, как святому Андрею, жившему в Царьграде в X веке, явилась Божия Матерь в храме. Люди молились об избавлении от неминуемой гибели от врагов, и Богоматерь распростерла Свой покров-омофор над народом. Икона «Покров Божией Матери» 15 век

№ слайда 54 Праздник Покрова Богородицы выражал веру православных русских людей в то, что Бо
Описание слайда:

Праздник Покрова Богородицы выражал веру православных русских людей в то, что Богоматерь имеет о Руси особую заботу и покрывает ее от бедствий и всякого зла. Икона «Покров Божией Матери», Новгород, 15 век

№ слайда 55 Первым храмом, освященным в честь этого праздника, был созданный Андреем Боголюб
Описание слайда:

Первым храмом, освященным в честь этого праздника, был созданный Андреем Боголюбским храм Покрова на Нерли. Храм Покрова на Нерли. Реконструкция

№ слайда 56 Зодчие воздвигли храм так, чтобы князь Андрей мог видеть его из окон своего двор
Описание слайда:

Зодчие воздвигли храм так, чтобы князь Андрей мог видеть его из окон своего дворца в Боголюбове.

№ слайда 57 Поставленный на холме, храм словно вырастает из земли, отражаясь в водах реки.
Описание слайда:

Поставленный на холме, храм словно вырастает из земли, отражаясь в водах реки.

№ слайда 58 Рельефные изображения на стенах создают впечатление сказочной красоты.
Описание слайда:

Рельефные изображения на стенах создают впечатление сказочной красоты.

№ слайда 59 «Церковь Покрова на Нерли, — писал искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь, — яв
Описание слайда:

«Церковь Покрова на Нерли, — писал искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь, — является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства».

№ слайда 60 Красоту храма Покрова на Нерли нельзя передать через описания, фотографии и рису
Описание слайда:

Красоту храма Покрова на Нерли нельзя передать через описания, фотографии и рисунки.

№ слайда 61 Только тот, кто ходил в тени окружающих его деревьев, в состоянии оценить это чу
Описание слайда:

Только тот, кто ходил в тени окружающих его деревьев, в состоянии оценить это чудо русского искусства.

№ слайда 62 Древнерусская икона Слово «икона» — греческое, в переводе на славянский язык оно
Описание слайда:

Древнерусская икона Слово «икона» — греческое, в переводе на славянский язык оно означает «образ». Древнерусская икона занимает самое почетное место в мировом искусстве. Апостолы Петр и Павел Конец ХI – начало XII вв. Новгород

№ слайда 63 Иконописанию русские мастера учились у греков, но так же, как и в искусстве храм
Описание слайда:

Иконописанию русские мастера учились у греков, но так же, как и в искусстве храмоздания, очень скоро они сами достигли высочайших вершин мастерства. Спас Нерукотворный Двусторонняя выносная икона. Византийская школа. Новгород Первая половина XII в.

№ слайда 64 Из «Повести временных лет» мы знаем, что иконы греческого письма принес князь Вл
Описание слайда:

Из «Повести временных лет» мы знаем, что иконы греческого письма принес князь Владимир из Корсуня, когда шел в Киев крестить киевлян. Поэтому несколько столетий на Руси древнейшие иконы принято было именовать «корсунскими». Устюжское Благовещение Новгород 30–40-е годы XII в.

№ слайда 65 Из «Киево-Печерского патерика» мы знаем имя инока Алипия, искуснейшего иконописц
Описание слайда:

Из «Киево-Печерского патерика» мы знаем имя инока Алипия, искуснейшего иконописца первых веков христианства на Руси. Икона преподобного Алипия, иконописца Печерского

№ слайда 66 В XII веке не только Киев, но и Новгород и Владимир славились своими иконописцам
Описание слайда:

В XII веке не только Киев, но и Новгород и Владимир славились своими иконописцами. Поклонение кресту 12 век

№ слайда 67 Икона — не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо чело
Описание слайда:

Икона — не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо человека. А икона — преображенное и просветленное лицо, то есть лик. Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы) Новгород 12 век

№ слайда 68 Иконы — это, по словам священника Павла Флоренского, окна в духовный мир. Икона
Описание слайда:

Иконы — это, по словам священника Павла Флоренского, окна в духовный мир. Икона Божией Матери «Умиление» Начало XIII в. Происходит из Успенского собора Московского Кремля

№ слайда 69 Красота иконы — особая красота. Смысл иконы не заключается в ее красоте как вещи
Описание слайда:

Красота иконы — особая красота. Смысл иконы не заключается в ее красоте как вещи, но в духовной красоте, которую она отображает. Спас Нерукотворный Ярославль Первая половина XIII в.

№ слайда 70 В житиях святых нередко встречаются свидетельства о необыкновенном свете, которы
Описание слайда:

В житиях святых нередко встречаются свидетельства о необыкновенном свете, которым изнутри светились лица святых. На иконе этот свет изображается символическим нимбом — сиянием. Святые Борис и Глеб 12 век

№ слайда 71 Цель иконы — возводить ум и сердце человека от образа-иконы к Первообразу, к Бог
Описание слайда:

Цель иконы — возводить ум и сердце человека от образа-иконы к Первообразу, к Богу. И древнерусская икона достигала своей цели. Икона Божией Матери XIII век Псков

№ слайда 72 Сохранилось бесчисленное множество исторических источников, говорящих о том, как
Описание слайда:

Сохранилось бесчисленное множество исторических источников, говорящих о том, как русский народ любил и почитал святые иконы. Спас Вседержитель Тверь (?) Конец XIII в.

№ слайда 73 Наивысшего расцвета древнерусское иконописание достигает во второй половине XIV
Описание слайда:

Наивысшего расцвета древнерусское иконописание достигает во второй половине XIV века, во времена величайшего иконописца Руси — Андрея Рублева. Троица Андрей Рублев Около 1411 г.

№ слайда 74
Описание слайда:

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru