Киев и Владимир на Клязьме Залесский край Храбрый и добрый князь Из Киева во Владимир 5. Как был основан город Боголюбов План 6. Великий храмосозидатель Походы князя Андрея Боголюбского Мученическая кончина князя Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо ТЕСТ
Киев и Владимир на Клязьме Долгое время Киев был старшим городом во всей Русской земле. Киев XII — XIII вв. Реконструкция Ю. С. Асеева
«Кто не полюбит княжения Киевского? — спрашивал киевский князь Изяслав. — Ведь здесь вся честь и слава, и величие. Глава всем землям Русским Киев, сюда от многих дальних царств стекаются всякие люди и купцы, и всякое добро от всех стран собирается в нем». План-реконструкция Древнего Киева
Изяслав Ярославич (1024-1078) - великий князь киевский в 1054–1068, 1069–1073, 1077–1078 гг., второй сын Ярослава Мудрого. Был оставлен отцом, великим князем Ярославом Мудрым, княжить в Киеве и оставался великим киевским князем до 1068 г., когда киевляне, недовольные его нерешительностью в борьбе с половцами, восстали и вынудили Изяслава бежать в Польшу, а на киевский стол посадили его двоюродного племянника Всеслава Брячиславича. Семь месяцев спустя с помощью польского короля Болеслава Изяслав вернул себе Киев, но в 1073 г. его изгоняют из столицы братья — Святослав и Всеволод. В 1077 г. после смерти Святослава Изяслав вновь становится великим киевским князем, но ненадолго. В 1078 г. во время междоусобной войны со своим племянником Олегом Святославичем он погибает. Участвовал в добавлении и расширении «Русской Правды» («Правды Ярославичей»). Был погребен в Киеве в Десятинной церкви.
Но вот в конце XII века нашелся князь, которому полюбился не славный и богатый Киев, а новый, едва только начинавший отстраиваться город Владимир на реке Клязьме. Макет древнего Владимира
Этим князем был один из самых замечательных древнерусских князей — Андрей Боголюбский. Васнецов В.М. Князь Андрей Боголюбский. Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
И при нем, и какое-то время после него Киев по-прежнему оставался старшим городом на Руси, но в жизни государства произошла очень важная перемена. Самый могущественный князь теперь живет не в Киеве, а далеко на севере от матери городов русских. Киев же он отдает старшему после себя князю.
Город-крепость Владимир на реке Клязьме основал в 1108 году князь Владимир Мономах, и свое имя новый город получил в честь основателя. Владимир Мономах Панорама древнего Владимира
Его внук, князь Андрей Боголюбский, получив великое княжение киевское, избрал своим местопребыванием Залесский край и его новый центр — город Владимир.
Залесский край Владимир на реке Клязьме отстоит от Киева на тысячу километров. Русские княжества в XII в. Киевская Русь в XII в
Дороги из Киева на север шли через могучие девственные леса. Поэтому земли вокруг таких старинных крупных городов, как Ростов и Суздаль, получили наименование «Залесский край».
Здесь при князьях Юрии Долгоруком и его сыне Андрее Боголюбском один за другим возникают новые города. Князь Юрий строит «в поле» город, который в честь него получает название Юрьев-Польский. г.Юрьев-Польский
Сын Владимира Мономаха. Еще ребенком был отправлен с братом Мстиславом княжить в Ростов. При жизни отца правил в Ростово-Суздальской земле. Став самостоятельным князем, в 1125 г. перенес столицу княжества из Ростова в Суздаль. После смерти брата, великого князя Мстислава Владимировича, в 1132 г. Юрий Долгорукий вел активную политику на юге, стремясь к приобретению Южного Переяславля, а затем и Киева, который ему удалось завоевать лишь в 1155 г., за два года до смерти. «Именно стремление Юрия из далекого Ростова и Суздаля «дотянуться» до Киева и дало, вероятно, основание книжнику XVI века, составителю Степенной книги, дать князю прозвище «Долгорукий» (Творогов О.В. Князья Рюриковичи: Краткие биографии.– М.: Русский мир, 1992, с. 33). В самом центре Москвы на Тверской улице стоит памятник Юрию Долгорукому — основателю Москвы. Первое летописное упоминание о Москве датируется 1147 г., когда князь Юрий Долгорукий пригласил в Москву на свидание своего союзника князя новгород-северского Святослава Олеговича. Юрий Долгорукий (1090(?)–1157 гг.) - князь суздальский и великий князь киевский, основатель Москвы. Годы правления: 1154 - 1157 гг.
Юрий Долгоруков же основал город Дмитров, назвав его так в честь сына Дмитрия (Всеволод Большое Гнездо в крещении). А. М. Васнецов Дмитров в XVI веке.
В 1147 году становится известным городок Москва. А. Васнецов. Основание города Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким
Древняя Москва
Князь Андрей Юрьевич основал на реке Клязьме пониже Владимира город Боголюбов. Боголюбово. Храм и дворец XII века. Реконструкция
Очень любил этот город князь Андрей и по нему получил в истории прозвание «Боголюбский».
Историки давно подметили, что названия многих городов Владимиро-Суздальской Руси напоминают или повторяют названия южнорусских городов: Переславль, Звенигород, Вышгород, Галич. Эрасси М.С. Русская деревня
Названия киевских рек Лыбеди и Почайны встречаются в Рязанской и Владимирской землях. Нижний Новгород. Русло бывшей реки Почайна. Этой реки уже не существует – река Почайна осталась только в летописях. А в реке Почайне киевкой князь Владимир крестил народ.
Все это говорит о переселении народа с Киевского края в Залесский край. Быстрое заселение Владимиро-Суздальской земли связано и с бегством простых людей от половцев с Днепра под защиту лесов.
А.Клименко. Сеча
Борис Ольшанский. Славянская быль. 1997.
Заселяя новые земли, русские люди переносили старые привычные названия на новые города и обживаемые реки.
Известия летописцев об основании городов сопровождаются сведениями и об основании церквей. Усерднейшими храмосоздателями были сами князья — Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский. Успенский собор во Владимире
Храбрый и добрый князь Из всех князей того времени Андрей Боголюбский выделялся необыкновенной храбростью. Летописи сохранили подробные и живые описания его характера, его подвигов. Князь Андрей Боголюбский Куликов И.Д. 2000г.
Он любил начинать битву впереди полков, врывался на ретивом коне в середину вражьего войска, забывал об опасности во время сражения и даже не замечал, когда с него сбивали шлем.
Но, несмотря на такую боевую удаль, князь Андрей Боголюбский не любил войн. Даже после удачного боя он первым подходил к отцу с просьбой примириться с пораженным врагом. Аверина Ксения. Андрей Боголюбский
Летописец отмечал: «Не величав был Андрей на ратный чин (то есть не величался боевой доблестью своей), но ждал похвалы лишь от Бога». Образ святого благоверного князя Андрея Боголюбского Стенная роспись Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире. 1647-1648 годы.
На подъезде к городу Суздаль Детство и юность он провел в Суздальской земле, к которой привязался на всю жизнь. Ручий Г.П. Мать Андрея Боголюбского 2001 г.
Из Киева во Владимир Когда князь Юрий Долгорукий после многих усилий добился киевского княжеского престола, то сына своего, князя Андрея, он посадил возле Киева в Вышгороде. Вышгород. Киевская область
Но в Вышгороде князю не сиделось. Его душа стремилась в родную Суздальскую землю. Суздальский кремль Вид с вертолета
Однажды ночью — это было летом 1155 года — князь Андрей, взяв греческую чудотворную икону Божией Матери и не известив отца, отправился на север. Владимирская икона Божией Матери 12 век
«Смущался князь Андрей, — повествуется в одном из летописных сводов, — видя нестроение братьев, племянников и всех сродников своих: вечно они в мятеже и волнении. Ни у кого из них ни с кем нет мира, и оттого все княжения запустели». И. Архипов. Войны с соседями
«Скорбел об этом Андрей в тайне своего сердца и, не сказавшись отцу, решился уйти к себе в Ростов и Суздаль, говоря: там поспокойнее». С.В. Ермолин Тишина 1990
Как был основан город Боголюбов В 12 верстах от Владимира, на пригорке, совсем недалеко от того места, где река Нерль впадает в Клязьму, запряженные в сани кони князя Андрея вдруг встали. Св. блг. кн. Андрей Боголюбский увозит Владимирскую икону Божией Матери из Вышгорода во Владимир. Миниатюра Лицевого летописного свода. 2-я пол. XVI в.
Один из замечательных памятников древнерусской литературы — «Сказание о чудесах Владимирской Богоматери» — рассказывает нам то, что произошло дальше. Коней стали хлестать бичами, но они не сдвигались с места. Княжеский обоз остановился, раскинули шатер, и князь заснул. Явление Божьей Матери князю Андрею Боголюбскому
А во сне ему явилась Богородица со свитком в руках и сказала: «Не хочу, чтобы Мой образ несли в Ростов, но во Владимире поставь его, а на этом месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». Явление Пресвятой Богородицы святому благоверному князю Андрею Боголюбскому Стенная роспись. Конец XX века. Боголюбов монастырь.
В память об этом явлении князь Андрей велел написать икону Божией Матери такой, как Она явилась ему. Эта икона теперь называется Боголюбской.
А та икона, которую принес Андрей Боголюбский с собой из Вышгорода, теперь известна всему миру как Владимирская икона Божией Матери — покровительница Москвы и всей земли Русской. Миниатюра Радзивилловской летописи, 15 в. Моление иконе Владимирской Богоматери
На месте явления Божией Матери князь построил храм Рождества Богородицы и заложил город Боголюбов. Это было в 1159 году. Рождество-Богородицкая церковь Боголюбова монастыря Владимирской области Боголюбов монастырь Литография. XIX век
Свято-Боголюбский монастырь
Боголюбово
Великий храмосозидатель Тридцать прекрасных храмов было создано великим князем Андреем Боголюбским за годы его княжения. Лучший из них — Успенский собор во Владимире. Успенский Собор г. Владимир. построен при Андрее Боголюбском
Церковная красота Владимиро-Суздальской Руси помогала обращению многих язычников в христианство. Как говорит летописец, многие некрещеные, «видевше славу Божию и украшение церковное, крестились». Успенский собор, вход
Повторялось то, что произошло с послами князя Владимира в Софии Константинопольской. Красота храмов свидетельствовала окрестным народам о духовной красоте православия. Свято-Боголюбский монастырь
Лучшие памятники архитектуры Владимиро-Суздальской Руси: церковь Покрова на Нерли, Золотые ворота во Владимире — тоже построены при князе Андрее Боголюбском. Покрова-на-Нерли. Церковь Покрова на Нерли. Реконструкция
Сохранились свидетельства трогательной любви князя Андрея к своим людям. По улицам Владимира постоянно двигались повозки, с которых раздавали пищу больным и нищим. Нищелюбие Андрея Боголюбского
А во время постройки Золотых ворот случилось несчастье. Ворота хотели открыть к празднику Успения Божией Матери, но известь не успела высохнуть, и строение рухнуло. Под обвалом были погребены 12 человек. Владимир. Золотые ворота во Владимире. Акварель неизвестного художника. XIX век
Тогда князь Андрей взмолился горячо к Божией Матери перед чудотворной иконой: «Если Ты не спасешь этих людей, я, грешный, повинен буду в их смерти». Подняли кирпичи — и все придавленные люди оказались живы и невредимы. Владимир. Золотые ворота
Походы князя Андрея Боголюбского Удачные походы князя Андрея на волжских болгар перемежались неудачами в битвах с Новгородом и трудными походами на Киев. Выступление в поход князя Андрея Боголюбского. Куликов И.Д. 2006г.
Новгородцы нанесли войску Андрея Боголюбского сокрушительное поражение. Князь воспринял это поражение со смирением и покаянием за те разорения, которые ранее были нанесены его дружиной Киеву. Битва новгородцев с суздальцами. 15век
Андрей Боголюбский был почитателем святых мучеников князей Бориса и Глеба. Главной домашней святыней князя была шапка князя Бориса, а над постелью его висел меч святого князя. Меч был предательски похищен его слугой-ключником накануне страшной ночи, когда был убит великий князь. страстотерпцы Борис и Глеб
Борис, святой благоверный князь, один из первых русских святых, ум. 1015 г. Борис (в крещении Роман)- князь ростовский, сын святого князя Владимира. Был воспитан в христианском благочестии и получил хорошее образование. Любил читать Священное Писание, труды отцов Церкви и особенно жития святых. В управлении княжеством проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры. Он прославился также как храбрый и искусный воин, поэтому отец поставил его во главе своего войска в походе против печенегов. Возвратившись из похода, распустил свое войско, не желая междоусобной войны с братом Святополком, занявшим после смерти князя Владимира великокняжеский престол. Святополк, не поверив искренности брата, подослал к нему убийц. Убийцы настигли его во время утренней воскресной молитвы на берегу реки Альты. Князь Борис прославлен в лике святых. Память мученикам и страстотерпцам Борису и Глебу Православной Церковью отмечается 6 августа (24 июля по старому стилю) и 15 (2) мая (перенесение мощей святых Бориса и Глеба).
Глеб, святой благоверный князь, один из первых русских святых, ум. 1015 г. Князь муромский, в крещении получил имя Давид. Сын святого князя Владимира. Был воспитан в христианском благочестии и получил хорошее образование. Вместе с братом Борисом был убит по приказу старшего брата Святополка. Прославлен в лике святых. Память мученику и страстотерпцу Глебу Православной Церковью отмечается 18 сентября (5 сентября по старому стилю)и, совместно с князем Борисом, 6 августа (24 июля по старому стилю) и 15 (2) мая (перенесение мощей).
Братья жены сговорились убить князя Андрея. Поводом к убийству послужило приказание князя казнить одного из них за тяжкую вину. Место убийства великого князя Андрея Боголюбского его слугами
Мученическая кончина князя Андрея Боголюбского «Повесть об убиении Андрея Боголюбского» полностью сохранилась в Ипатьевской летописи. Миниатюра Радзивилловской летописи, 15 в. Убийство посадников Андрея Боголюбского Прочитать повесть Вернуться к тесту
«В год 6683 (1175) убит был великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия, внук Владимира Мономаха, июня месяца в 28 день, в канун праздника святых апостолов». Убиение святого благоверного князя Андрея Боголюбского Стенная роспись палат. Конец XX века.
«...Состоялся в пятницу на обедне коварный совет злодеев преступных... и задумали убийство в ночь, как Иуда Господа. Как настала ночь, они, прибежав и схвативши оружие, пошли на князя, как дикие звери, но, пока шли к спальне его, пронзил их страх и трепет».
«И... спустясь в погреба, напились вина». Заговорщики выломали двери спальни князя. Князь хотел схватить меч, но он был похищен.
«И ворвались двое убийц, и набросились на него, и князь швырнул одного под себя, а другие, решив, что повержен князь, впотьмах поразили своего; но после, разглядев князя, схватились с ним сильно, ибо был он силен». Нападение на бл. кн. Андрея Боголюбского в его опочивальне. Стенная роспись палат. Конец XX века.
«И рубили его мечами и саблями, и раны копьем ему нанесли». Когда князь упал, убийцы захватили своего убитого сообщника и ушли, решив, что окончательно убили князя.
Но князь был еще жив и, спускаясь по лестнице, стал звать стражу. Его стоны услышали убийцы и вернулись. Они отыскали князя по кровавому следу и прикончили его. Князь, взглянув на небо, сказал: «Господи, в руки Тебе предаю душу мою» — и умер. По этим ступеням спускался смертельно раненый Князь Андрей Боголюбский
Тело убиенного князя с великой честью и плачем народным было перенесено во Владимир. Доброго князя погребли в соборном храме. С.В. Ермолин. Оплакивание князя Андрея Боголюбского
При погребении о нем говорили как о страстотерпце и сравнивали его мученическую кончину со смертью князей Бориса и Глеба.
Народ верил, что князь Андрей пострадал «за други своя», то есть за свой народ. Рака со святыми мощами бл. кн. Андрея Боголюбского в Успенском соборе Владимира
Русская Православная Церковь причислила князя Андрея Боголюбского к лику святых. Икона XVIII в. Москва. Святой князь Андрей Боголюбский
С именем князя Андрея Боголюбского навсегда связаны многие святыни земли Русской, и одна из главных святынь — Владимирская икона Божией Матери, перенесенная им из Киева во Владимир.
В одной из поздних русских летописей, Устюжской, перемещение столицы Руси из Киева во Владимир оценивают так: «Князь великий Андрей Юрьевич пришел из Киева на великое княжение, и с того времени стало великое княжение во Владимире». В.М.Васнецов. Князь Андрей Боголюбский. Роспись в Успенском соборе
Всеволод Большое Гнездо С 1176 по 1212 год владимирским князем был младший сын Юрия Долгорукого — Всеволод, прозванный «Большое Гнездо», потому что у него было восемь сыновей и множество внуков.
Могущество Всеволода автор «Слова о полку Игореве» выразил такими словами: «Великий князь Всеволод! Не помыслишь ли ты прилететь издалека, отцовский золотой престол поберечь? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать». Дмитриевский собор построен в 1194-1197 годах Всеволодом Большое Гнездо и посвящен Дмитрию Солунскому
Золотой отцовский престол — это Киев. Отец Всеволода Юрий Долгорукий был последним князем, при котором Киев еще оставался реальной столицей. Древний Киев
Всеволод Большое Гнездо последовал выбору своего старшего брата Андрея Боголюбского и свой престол укрепил во Владимире.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: Кем приходился Юрий Долгорукий Владимиру Мономаху? Отцом Сыном Братом Владимир Мономах Юрий Долгорукий
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: Кем приходился Юрий Долгорукий Владимиру Мономаху? Отцом Сыном Братом Владимир Мономах Юрий Долгорукий
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: Кто основал город Владимир на реке Клязьме? Владимир Красное Солнышко Владимир Мономах Юрий Долгорукий.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: Кто основал город Владимир на реке Клязьме? Владимир Красное Солнышко Владимир Мономах Юрий Долгорукий.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: В каком году был основан город Владимир на реке Клязьме? В 1108 г. В 980 г. В 1147 г. город Владимир
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: В каком году был основан город Владимир на реке Клязьме? В 1108 г. В 980 г. В 1147 г. город Владимир
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: Почему многие города во Владимиро-Суздальской земле имели одинаковые названия с городами Южной Руси? Князья предпочитали давать одинаковые названия городам Залесского края, чтобы подчеркнуть их равное положение с Киевом. Люди, переселявшиеся из Киевской земли во Владимирские земли, называли все привычными именами. Эти названия возникали случайно.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: Почему многие города во Владимиро-Суздальской земле имели одинаковые названия с городами Южной Руси? Князья предпочитали давать одинаковые названия городам Залесского края, чтобы подчеркнуть их равное положение с Киевом. Люди, переселявшиеся из Киевской земли во Владимирские земли, называли все привычными именами. Эти названия возникали случайно.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: Почему князь Андрей покинул Вышгород? Ему не нравились междоусобицы между братьями в Южной Руси из-за киевского стола. Он полюбил земли Залесского края. Его выгнали отец и братья.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: Почему князь Андрей покинул Вышгород? Ему не нравились междоусобицы между братьями в Южной Руси из-за киевского стола. Он полюбил земли Залесского края. Его выгнали отец и братья.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: Что взял с собой князь Андрей, уезжая из Вышгорода? Чудотворную икону Божией Матери, известную ныне как Владимирская. Чудотворную икону Спасителя. Боголюбскую икону Божией Матери.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: Что взял с собой князь Андрей, уезжая из Вышгорода? Чудотворную икону Божией Матери, известную ныне как Владимирская. Чудотворную икону Спасителя. Боголюбскую икону Божией Матери.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы. Вопрос: В каком месте расположен Боголюбов? В 12 верстах от Владимира. На месте явления Божией Матери Андрею Боголюбскому. Недалеко от Суздаля.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы. Вопрос: В каком месте расположен Боголюбов? В 12 верстах от Владимира. На месте явления Божией Матери Андрею Боголюбскому. Недалеко от Суздаля.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы. Вопрос: В каком месте расположен Боголюбов? В 12 верстах от Владимира. На месте явления Божией Матери Андрею Боголюбскому. Недалеко от Суздаля.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: В составе какой летописи дошла до нас эта повесть? Пояснение к заданию: О страшной гибели князя Андрея Боголюбского рассказывает «Повесть об убиении Андрея Боголюбского». В составе Ипатьевской летописи. В составе Лаврентьевской летописи. В составе Новгородской первой летописи.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: В составе какой летописи дошла до нас эта повесть? В составе Ипатьевской летописи. В составе Лаврентьевской летописи. В составе Новгородской первой летописи.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: В чем значение переезда Андрея Боголюбского из Киева во Владимир? Фактически Владимир становится городом великого князя. Происходит расцвет Владимирской земли. Во Владимирской земле начинают строиться храмы. Чудотворная икона Божией Матери оказалась во Владимире.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: В чем значение переезда Андрея Боголюбского из Киева во Владимир? Фактически Владимир становится городом великого князя. Происходит расцвет Владимирской земли. Во Владимирской земле начинают строиться храмы. Чудотворная икона Божией Матери оказалась во Владимире.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: Как звали последнего князя, при котором Киев был реальной столицей? Андрей Боголюбский Всеволод Большое Гнездо Юрий Долгорукий
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ. Вопрос: Как звали последнего князя, при котором Киев был реальной столицей? Андрей Боголюбский Всеволод Большое Гнездо Юрий Долгорукий