Более тысячи лет назад восточные славяне приняли православие. Перед Русской землей с принятием крещения открылся новый прекрасный путь, и жизнь русского человека стала устраиваться на новых, христианских началах. С событиями, происходившими на Руси перед крещением, о том, как крестили киевлян и новгородцев, о переменах в жизни князя Владимира и первых плодах христианства на Руси познакомит вас этот урок.
1. Владимир держит совет с боярами 2. Владимир посылает послов 3. Незабываемая красота 4. Выбор князя Владимира и бояр 5. События перед крещением 6. Крещение князя Владимира 7. Утро крещения Руси План 8. Крещение в водах Днепра 9. Как крестили киевлян 10. Крещение в Новгороде 11. Десятинная церковь 12. Перемена в жизни князя 13. Первые плоды христианства на Руси 14. «Сказание о Борисе и Глебе»
Владимир держит совет с боярами Князь Владимир щедро одарил философа-миссионера и отпустил с великой честью. А на следующий год, как пишет Нестор-летописец, Владимир созвал бояр и старых мудрых людей городских и рассказал, как к нему приходили проповедники из разных стран. Совет Владимира Святославича с боярами и дружиной. Миниатюра Радзивилловской летописи
Сказал также о том, как удивил его грек своей проповедью о другом свете, о воскресении людей и о жизни вечной. Сказал, как каждый из проповедников хвалил свою веру и говорил: «Прими закон наш!». Законом называлось вероучение и все обычаи. Иван Эггинк. «Великий князь Владимир выбирает веру».
Бояре и старцы сказали своему великому князю, что это неудивительно. «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу». Парсуна «Князь Владимир»
Владимир посылает послов Понравилось князю предложение советников. Тогда выбрали десять «мужей славных и умных» и послали их сначала к магометанам, потом к немцам, а потом к грекам.
У магометан и западных христиан послы Владимира не почувствовали никакой духовной красоты. В католическом храме
А церковная служба у греков в главном храме Константинополя, древнем Софийском соборе, произвела на них неизгладимое впечатление. Храм Святой Софии, Константинополь
Незабываемая красота «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы, Интерьер Софии Константинопольской, 1849 г.
ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, Интерьер Софии Константинопольской
знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Интерьер Софии Константинопольской
Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Интерьер Софии Константинопольской, 1849 г.
Выбор князя Владимира и бояр Вспомнили бояре и о княгине Ольге: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». Ольга умерла 18 лет назад, но память о ней свято хранилась на Руси. Ее пример подтверждал свиде-тельство послов. Крещение кн. Ольги. С.Кириллов
Многое передумал и пережил за последние годы великий князь. Сам он, вероятно, и раньше склонялся принять крещение, а сейчас и боярский совет был настроен единодушно к принятию веры греков. Князь Владимир. Музей восковых фигур, Киев
И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Бояре и старцы отвечали: «Где тебе любо!». Так духовная красота православия стала решающим свидетельством для Руси, уже приготовившейся ко крещению. Святой Равноапостольный князь Владимир. Фреска, Соловки
Конечно, можно сказать, что христианство необходимо было князю Владимиру и в политических целях, и для проведения самых различных реформ в государстве, и для культурного развития Руси. Но разве все это противоречит свидетельству древнерусских летописцев, которые говорят, что христианство сделалось для князя Владимира источником духовного света, озарившего не только его сердце, но и ум. Князь Владимир
Просвещенным умом великий князь понимал, что язычество никогда не сможет дать Руси того, что даст христианство. Перед Русской землей с принятием крещения открывался новый прекрасный путь. И Русь не ошиблась в своем выборе. Крещение Руси. Иконописец игумен Зинон
События перед крещением Крещение Руси началось с крещения киевлян. О событиях, которые предшествовали крещению киевлян, сообщают не только древнерусские письменные источники, но и византийские, и арабские. Михаил ШАНЬКОВ (род. 1962). Крещение Руси. 2003
Византийские императоры Василий и Константин обратились к князю Владимиру за военной помощью. Владимир стал просить себе в жены сестру их Анну. Правители Византии в качестве условия поставили крещение Владимира, который уже и сам был расположен к принятию христианства. Н.К.Рерих. Поход Владимира на Корсунь
Но когда князь Владимир помог византийским императорам, то они не стали выполнять свое обещание. Тогда князь Владимир, «помня свое и предков в военном мужестве преимущество перед греками», — как писал М. В. Ломоносов, — решил показать свою силу. Он осадил греческий город Херсонес. Осада города Херсонеса. Миниатюра Радзивилловской летописи
Археологи предполагают, что местонахождение этого города — окраины нынешнего Севастополя. После длительной осады русские овладели городом. Развалины Херсонеса и Владимирский собор
Сестра византийских императоров вынуждена была прибыть в Херсонес. Царица Анна переправляется через море
Там состоялось торжественное крещение князя Владимира, а затем бракосочетание Владимира с Анной.
Наконец из Херсонеса Владимир и Анна с духовенством, крестами и иконами в сопровождении дружины отправились в стольный град Руси — Киев. В этой чаше крестили князя Владимира. София Константинопольская
Рассматривая различные источники, историки по-разному говорят о времени, месте и порядке всех этих событий. Не исключается возможность и новых предположений и открытий. Это неудивительно, потому что с того времени прошло уже более тысячи лет. Крещение князя Владимира Развалины Корсуни, Херсонес
Но вот что интересно: уже Нестор-летописец, живший всего сто лет спустя после крещения князя Владимира, разбирает различные мнения о месте его крещения. «Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные говорят — в Васильеве, а другие и по-иному скажут». Святой князь Владимир. Миниатюра. Месяцеслов с Пасхалией. Лекса, 1820
Сам же летописец указывает, что князь Владимир крестился в церкви Святого Василия в Корсуне (то есть Херсонесе). При святом крещении он получил имя Василия.
Возвратившись в Киев, великий князь Владимир прежде всего крестил двенадцать своих сыновей. Утро крещения Руси
Крещение совершалось в источнике, который получил название Крещатик. Крестились тогда и те бояре, которые не были в Херсонесе. Крещатик - центральная улица Киева.
Затем Владимир велел «опрокинуть идолы — одних изрубить, а других — сжечь». Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано, привязав к хвосту коня, стащить в Днепр.
Затем Владимир послал глашатаев по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб — противен мне да будет!». И летопись, и древнее жизнеописание князя Владимира единогласно свидетельствуют, что люди с радостью шли на реку. Крещение. Миловидова Ольга, 13 лет. МОУ лицей Школа искусств, г.Талдом
На берегу стоял сам великий князь. Священники, прибывшие с царицей Анной из Византии и из Корсуня, совершали Таинство Крещения. Крещение Руси. Коваленко И.А.
Вот как описывает это событие «Повесть временных лет»: «Сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ». Фреска «Крещение Руси»
В Киеве, во Владимирском соборе, на одной из стен есть удивительная икона — «Крещение Руси», написанная художником Виктором Михайловичем Васнецовым. Крещение в водах Днепра Владимирский собор в Киеве
Князь Владимир, как восприемник своего народа, в молитве поднимает руки к Богу. Епископ благословляет новокрещеных. Священники читают молитвы и погружают людей в воды Днепра. С неба сияют божественные лучи. Васнецов В.М. Крещение Руси
Радуясь обращению в христианство своего народа, князь Владимир восклицает: «Христе Боже, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны!». Такое свидетельство сохра-нил нам Нестор-летописец.
После крещения киевлян князь Владимир приказал тотчас воздвигать по всему городу церкви. Причем храмы ставили на тех местах, где раньше были кумиры.
Сразу же начали открываться школы, потому что христианской стране нельзя было без учения книжного. После Киева крещение стало совершаться и в других русских городах. Мартынов Н. Крещение Руси
Как крестили киевлян Доверяя сказаниям древнерусских писателей в целом, некоторые историки в отдельных подробностях этих сказаний сомневались. Все ли киевляне крестились по призыву своего князя? Действительно ли с радостью люди шли ко крещению? Не было ли насилия при крещении киевлян? Понимали ли люди, что над ними совершается? Эти и другие подобные вопросы уже не первое столетие беспокоят историков. Русь языческая. Жертвоприношение Перуну Коваленко И.А.
На некоторые из них ясно отвечают сами летописные сказания. Крестились не все киевляне, потому что призыв князя не был приказом. А слова «противен мне да будет» не обязательно следует переводить «будет мне врагом». К.В. Лебедев. Крещение Киян
Летописец не утаивает, что приверженцы старой веры даже плакали, когда Перуна палками отталкивали от берегов Днепра и гнали вниз по течению. В.М.Назарук. Часть диптиха Крещение Руси. Проводы Перуна
Подготовка ко крещению у киевлян была, конечно, разная, но ведь крестились люди города, где христианские храмы стояли уже больше столетия. И нет ничего невероятного в том, что люди радовались, идя ко крещению. В.М.Назарук. Крещение Руси
Это можно наблюдать и в наше время, потому что крещение как духовное возрождение, как начало новой жизни — событие радостное для человека. Орлов Ю. Крещение
Впрочем, митрополит Иларион говорит, что некоторые крестились не по любви к новой вере, а по страху, поскольку благоверие князя Владимира было «со властию сопряжено». В.Г.Перов. Крещение Руси. Вторая половина 1870-х-начало 1880-х
А для многих решающее действие оказал пример князя и бояр. Люди говорили: «Если бы крещение и вера не были добрым делом, то не приняли бы этого наш князь и бояре». Крещение Руси. Эскиз. Коваленко И.А.
Крещение в Новгороде Добрыня, дядя князя Владимира, ставивший когда-то кумиров в Новгороде, сам же после крещения в Киеве поехал в Новгород истреблять идолов. Об этих событиях повествует одна из летописей — Иоакимовская, - отрывки из которой сохранились в «Истории Российской с самых древнейших времен» В. Н. Татищева. Крещение княжеской дружины. Радзивилловская летопись. 15 в
Ссылаясь на эту летопись, историк говорит, что в Новгороде из-за крещения вышло целое военное столкновение. Язычники не хотели допустить истребления идолов. Начались волнения в народе. Против принятия крещения особенно возбуждал людей чародей по прозвищу Соловей. Станислав Бабюк. Свержение Перуна. 1997
Епископ со священниками ходил по городу и учил людей. За два дня покрестились сотни человек. А потом народные волнения усилились. Тысяцкий Путята вступил в жестокую сечу, а Добрыня приказал поджечь некоторые дома на берегу Волхова. Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд), А. П. Рябушкин, 1898 год
Поэтому о крещении новгородцев сохранилась пословица: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Но христианство вскоре утвердилось в Новгороде, и этот древний и славный город стал одним из главных церковных центров Руси. Художник Сергей Васильевич Иванов (1864 - 1910)
Десятинная церковь — первая каменная церковь на Руси. Десятинная церковь В. П. Верещагин. Закладка десятинной церкви в Киеве
Вот как о ее создании повествует летописец Нестор: «Затем жил Владимир в христианском законе и задумал создать церковь Пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами». Первоначальный вид Софийского собора в Киеве. Реконструкция И.Моргилевского
Когда церковь была построена, князь Владимир сказал: «Даю церкви этой Святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». Поэтому она и стала называться Десятинной. Князь Владимир на освящении Десятинной церкви
В день освящения церкви князь устроил праздник великий боярам, старцам городским, а бедным раздал много богатства. В этой церкви служить стали священники, пришедшие из Корсуня. Развалины Десятинной церкви Храм на руинах Десятинной церкви. Изображение начала XIX в.
Сюда же поместили иконы, кресты и другие святыни, принесенные из Корсуня после крещения там князя Владимира. До постройки Софийского собора Десятинная церковь была главным храмом на Руси. Десятинная церковь, фундамент Мозаика Десятинной церкви
Перемена в жизни князя Летописец отмечает разительную перемену в жизни князя Владимира, которая наступила после его крещения. Он продолжал оставаться победоносным полководцем и мудрым строителем государства, но в отношении к людям стал примером доброты, милосердия и сострадания. Владимир-язычник. В.М. Васнецов
Одно время он не решался даже утверждать приговоры о справедливом наказании преступников. О перемене в жизни князя Владимира говорят такие его слова: «Боюсь греха!».
А его милостыни бедным были огромны. «Устроил он и такое: сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», приказал снарядить телеги, наложив на них хлеб, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?». И раздавали тем все необходимое». Такое свидетельство сохранила летопись о милосердии просветителя Руси. Суздаль, фреска
Первые плоды христианства на Руси В 1015 году печенеги пошли походом на Русь, и князь послал любимого сына своего Бориса защищать Русскую землю. Владимир посылает Бориса против печенегов. Миниатюра из рукописи XIV века
Во время похода Бориса князь Владимир неожиданно заболел и 15 июля 1015 года скончался. Погребли святого князя в Десятинной церкви; похоронили с плачем, особенно плакали о нем бедные люди как о своем заступнике и кормильце. Равноапостольный князь Владимир. Стенная роспись В.М.Васнецова, Свято-Владимирский собор в Киеве, 1885-95 гг.
Святополк, старший сын Владимира, зная, что Борис с дружиной может возвратиться в Киев, послал к нему наемных убийц. Князю Борису сказала отцова дружина: «Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе!». Святополк Нестеров Андрей. Святополк Окаянный
Но Борис, не желая вражды и братоубийства, сказал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец мой умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Услышав это, воины разошлись от него. Билибин И.Я. Святые Борис и Глеб
А убийцы, посланные Святополком, пришли ночью на реку Альту, напали на шатер князя Бориса и, как звери дикие, пронзили его копьем, и убили слугу его. «Сказание о Борисе и Глебе» Анна Кудинова, Дарья Шабалина
Затем Святополк подослал убийц и к младшему брату Бориса — Глебу, и убили юного князя. Анна Кудинова, Дарья Шабалина Убиение Глеба Владимировича (конец 15 в., Радзивилловская летопись)
Святополк получил прозвище Окаянного. А братья Борис и Глеб стали почитаться как мученики, как молитвенники за землю Русскую, как образцы христианских добродетелей. Борис и Глеб. 1941. Николай Константинович Рерих
Прославление Бориса и Глеба совершилось в правление Ярослава Мудрого, который изгнал из пределов Руси Святополка Окаянного. Миниатюра Битва Ярослава со Святополком (конец 15 в., Радзивилловская летопись)
«Сказание о Борисе и Глебе» — один из самых замечательных памятников русской литературы. Житие святых братьев, пострадав-ших, когда не прошло и трех десятков лет со дня крещения Руси, стало любимым чтением древнерусского читателя. «Сказание о Борисе и Глебе». Лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века. 1. Князь Владимир посылает Бориса против печенегов. 2. Смерть князя Владимира.
Посланным от брата убийцам князь Борис, обливаясь слезами, говорит: «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья». Илья Глазунов. Видение Бориса и Глеба перед битвой
Русь приняла крещение, и жизнь русского человека стала устраиваться на новых, христианс-ких началах. Летописец постоянно напоминает своему читателю заповеди Нового Завета. Древне-русский писатель предлагает чудное «Сказание о Борисе и Глебе» — братьях, которые, живя по новой вере, не захотели обратиться к прежнему обычаю мщения и братоубийства. Святые Борис и Глеб
Мы знаем, что еще несколько столетий княжеские междоусобицы будут терзать Русскую землю. Но, может быть, потому и любил древнерусский книжник переписывать, а читатель — читать житие святых братьев, которые своим примером утверждали иной, вечный смысл жизни. Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом. Икона XV века