Давайте представим, что мы стоим на берегу великой реки, не зная, откуда она берет свое начало, где и как совершает свое течение. Что мы можем сделать, если захотим узнать, какова протяженность этой реки, сколько у нее притоков и какие города и селения взросли на ее берегах? К истокам родной истории
Прежде всего, можно посмотреть на географическую карту, потому что все большие реки обязательно нанесены на карту.
Можно прочитать повествования об этой реке, составленные путешественниками.
Также можно отыскать человека, который сам совершал плавание по этой реке и готов рассказать нам о ее истоках, притоках и берегах.
Интересно посмотреть кинофильм об этой реке, если кто-нибудь уже сделал такой фильм. В любом случае мы узнаем об этой реке много интересного.
Но как станут оживать все полученные нами сведения и впечатления, когда мы сами отправимся по реке на лодке или на пароходе или будем путешествовать вдоль ее берегов!
Точно так же бывает и при изучении родной истории. Читая случайно попавшееся в руки историческое сочинение, мы стоим на берегу великой реки истории. Заглядывая в энциклопедию или исторический справочник, мы как бы рассматриваем карту реки-истории.
Но если, прочитав одну серьезную книгу по истории Отечества, мы ищем и читаем другую, если, найдя сведения о каком-либо событии, мы начинаем искать другие сведения о нем в других книгах или рукописях, то мы уже не стоим на берегу, а сами отправляемся в путешествие к истокам родной истории. Чем дальше будем мы продвигаться на своем пути, тем путешествие наше будет становиться интереснее и, может быть, труднее. Известно, что многие реки берут свое начало или протекают в труднодоступных местах.
Сколько следует пересмотреть различных книг по истории, чтобы найти нужную книгу! Сколько требуется усилий и времени, чтобы найти в этой книге необходимые события, даты и имена! Исторические путешествия
Но если одну и ту же книгу можно найти в разных библиотеках различных городов, то для работы с рукописью нужно отправляться в тот город, где хранится эта рукопись. Тогда историк становится путешественником в полном смысле этого слова. Древнерусские рукописи и свитки
Наконец, любая книга или рукопись может поставить перед исследователем родной истории задачу разыскивать такие сведения, рукописи или книги, которые или утрачены, или забыты, или которые еще никто не нашел! На этом пути и совершаются исторические открытия.
Однажды отправившись в поход, человек иногда всю жизнь бывает охвачен любовью к дальним странствованиям.
Однажды заинтересовавшись вопросом: «Откуда пошла Русская земля?» — мы отправляемся к истокам родной истории, и это увлекательное путешествие также может продлиться всю жизнь. Викинги
Около девятисот лет тому назад, во второй половине XI – начале XII века, в Киеве один ученый-монах начал писать историю своего Отечества. Звали этого монаха-историка — Нестор. Древнерусские летописи Нестор Летописец, стенная роспись В.М. Васнецова в Свято-Владимирском соборе в Киеве 1885-95 гг.
Год за годом он записывал в свою книгу то, что слышал от старых людей, то, что находил в книгах, и то, что видел своими глазами. Нестор Летописец скульптура М.М. Антокольского 1890 г.
На протяжении нескольких веков другие летописцы переписывали летопись Нестора, продолжая его труд — описывая события последующих лет. Год в Древней Руси назывался «летом», поэтому его труд получил наименование «летопись». Итак, летопись — это запись событий по годам.
Теперь Нестор Летописец известен всему миру как величайший древнерусский историк и писатель, иногда его именуют отцом русской истории. Погребен он в пещере родного Киево-Печерского монастыря. До сего времени монастырь хранит священную гробницу славного русского летописца, и перед этой святыней склоняется всякий, кто любит родную историю.
«Повесть временных лет» Свою летопись Нестор так же, как и современный историк, начинал с вопросов к прошлому: «Откуда пошла Русская земля? Кто в Киеве стал первым княжить?». Древнеславянское поселение
Говоря о происхождении русской земли, русского народа, Нестор-летописец рассказывает о соседних народах, о создании славянской грамоты, о походах русских князей и о нападениях кочевников — хазар и печенегов, о событиях, связанных с Крещением Руси.
Но прежде всего Нестор-летописец пересказывает самые важные события из Библии.
В летописи Нестора также запечатлелись народные сказания, былины и легенды дохристианских времен, когда не было еще книг на Руси.
Полное название летописи на старославянском языке, на котором и писал Нестор, звучит так: «Се повести времянных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». Приход апостола Андрея с учениками к месту основания Киева
На современном русском языке летопись Нестора называют «Повесть временных лет». «И быша три братья...». Миниатюра Радзивилловской летописи
Летописи, списки и летописные своды «Повесть временных лет» Нестора Летописца многократно переписывалась другими русскими летописцами и до нас дошла в разных списках. Чаще всего летописец дополнял труд предшественников, иногда переписывал прежнюю летопись дословно, а иногда с сокращениями или в своем пересказе.
Если летописец пользовался несколькими списками и объединял содержащиеся в них сведения, то получался летописный свод. Большинство дошедших до нашего времени летописей являются летописными сводами. Поход Андрея Боголюбского на Киев. Взятие Киева. Миниатюра из Лицевого летописного свода 16 века
Древнерусские летописи получили свои наименования или по месту написания, или по имени переписчика, или по месту хранения летописи, или по имени владельца, или по имени ученого, нашедшего летопись. Заставка в рукописной книге XIV века
Есть летописи, названные по городам или княжествам, где они составлялись: Новгородская, Псковская, Галицко-Волынская. Ипатьевская летопись названа так потому, что рукопись, содержащая эту летопись, принадлежала Костромскому Ипатьевскому монастырю. Сказание «О письменах» черноризца Храбра, список 1348 г.
Лаврентьевская летопись называется по имени переписчика — монаха Лаврентия. Летопись Никоновская получила свое наименование потому, что список летописи принадлежал патриарху Никону. Лаврентьевская летопись 1377 г.
Самое крупное летописное произведение на Руси — это «Лицевой летописный свод». Лицевой – значит иллюстрированный. Сохранилось десять томов, где почти каждая страница украшена рисунками-миниатюрами. Этот свод был составлен в XVI веке по заказу Ивана Грозного. Взятие Изяславля монголо-татарами миниатюра из Лицевого свода 16 века
Другая богато иллюстрированная древнерусская летопись — Радзивилловская (XV в.) — содержит 617 красочных миниатюр. Такое название она получила потому, что в XVII веке принадлежала литовскому князю Радзивиллу. Радзивилловская летопись.
Древнерусские летописцы Вот уже почти тысячу лет древнерусские летописи хранят имена славных людей нашего Отечества, память об их подвигах, их слова и заветы. П. Корин. Александр Невский
Кроме того, летописи сохранили для нас и многочисленные устные предания тех времен, когда на Руси еще не было письменности. Именно в летописях запечатлелись древние народные сказания, былины и легенды русского народа. Святогор
Будучи свидетелями важных исторических событий, древнерусские летописцы всегда чувствовали свою ответственность перед грядущими поколениями. Они писали историю Отечества так, чтобы содействовать единению русского народа, чтобы предотвратить междоусобицу, вражду и разделения. Войны Игоря с печенегами. Миниатюра Радзивилловской летописи
На свой труд они смотрели как на дело священное. Описание прошедших и текущих событий они перемежали молитвенными обращениями к Богу и призывами к братолюбию. Встреча Юрия Долгорукова с князем Святославом Ольговичем Лицевой летописный свод
Распространялись летописи по Руси, и вместе с ними распространялся христианский взгляд на историю и на жизнь. Основание Ивангорода миниатюра из Лицевого свода 16 века
Летописцами в Древней Руси являлись не только монахи. Ими становились священники, бояре, князья, дружинники и простые горожане. «Ярослав же сей любил книги и многие написал, и положил в Святой Софии, которую сам создал». Миниатюра Радзивилловской летописи
Древнерусский летописец свой труд оканчивал обычно следующими словами: отцы и братья, если я где-либо описался, или что не дописал, или приписал лишнего, читайте, исправляя, ради Бога, и не проклинайте, ибо книги ветхи, а ум молод, не дошел.
Если бы от Древней Руси сохранилась только «Повесть временных лет» Нестора Летописца, мы уже и тогда много бы знали об истоках родной истории, об образовании Древнерусского государства, о распространении христианства на Руси, о древнерусской культуре. Исторические источники
К счастью, мы знаем и многие другие творения русских писателей, живописцев, строителей, ремесленников. Ведь все, что сохранилось от прежних времен, для нас может послужить историческим источником.
Как из водного источника люди черпают влагу, так из исторического источника исследователи родной истории черпают самые различные сведения о прошлом.
Исторические источники — это не только древности. Например, если бы какой-нибудь исследователь захотел написать историю вашего класса, то он мог бы воспользоваться тремя видами источников: устными, письменными и вещественными.
Для будущей истории класса он после встречи с вами записал бы ваши разговоры и рассказы. В этом случае он воспользовался бы устным источником. Ваши тетради, дневники и записки послужили бы ему письменными источниками. А ваша классная комната, ее оборудование, в том числе наглядные пособия и письменные принадлежности, стали бы для него вещественными источниками.
Для наблюдательного человека все может пригодиться при написании истории.
Точно так можно рассматривать и источники по родной истории. Устные исторические источники — это сказания, былины, предания. Они хранились долгое время в памяти народной, а потом были запечатлены рукою писателя в книге. Виды исторических источников
Письменные исторические источники — это летописи, договоры, законы, жития святых, церковные проповеди, письма и сочинения, переведенные с других языков.
Вещественные исторические источники — это жилища, храмы, крепости, мосты, орудия труда и войны, вещи древних людей, их останки, одежда, украшения, монеты, а также все, на чем сохранились следы деятельности человека.
Только небольшая часть письменных исторических источников создается со специальной целью — служить источником. Большая же часть написанного становится источником, если написанное сохраняется, если к нему обращается внимательный взгляд исследователя истории.
К числу творений, создаваемых со специальной целью служить историческим источником, как раз и относятся все древнерусские летописи.
Данная презентация составлена по курсу «Православная культура» Православной общеобразовательной школы-пансиона «Плёсово» Московской области