«Повесть временных лет» о происхождении славян «Повесть временных лет» Нестора Летописца всегда привлекала внимание тех, кто изучал древнюю историю славян. Нестор Летописец
Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) в своем сочинении «Древняя Российская история» говорит о том, что «по преданиям достоверных наших летописателей» славяне известны «как стародавние в России обитатели». М.В. Ломоносов художник Л.С. Миропольский, 1787 г.
Память о прошлом славяне-язычники хранили благодаря устному преданию. «Предание» означает ‘передача’, или ‘переданное’. В. Фаворский. Боян. Гравюра
Из рода в род передавались древнеславянские сказания о том, где селились и как прозывались славянские племена, кто из героев и князей прославился, защищая свой народ, кто был грозным мстителем для врагов, какие обычаи были у древних славян. А. Сафонов. «Не посрамим земли Русской»
Но Нестор-летописец знал не только устные народные предания. Он знал также священную библейскую и всемирную историю, пользовался он и трудами греческих историков.
Летописец Нестор начинает свою «Повесть временных лет» библейским рассказом о расселении народов по земле после всемирного потопа. По-старославянски народы назывались «языками». Единство рода человеческого Всемирный потоп
Семьдесят два народа расселились по земле, и «от этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский». Славяне, по свидетельству Нестора, происходят от племени сына Ноя Иафета, которому достались северные страны. Ной
Народы расселяются по всей земле, как побеги распускаются от единого ствола: одна из этих ветвей — земля Русская! Вот первый ответ летописца на вопрос: «Откуда пошла Русская земля?».
Описывая Русскую землю и перечисляя нерусские народы, которые дают дань Руси и говорят на своих языках, Нестор Летописец утверждает, что и они — «потомство Иафета, живущее в северных странах». Ян Брейгель Старший, Строительство Вавилонской башни
Следовательно, все эти народы — чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва и другие — происходят от одного со славянами корня, как разные ветви одного дерева.
Многие ученые прежде с недоверием относились к тем сведениям «Повести временных лет», которые касались древнейшей истории славян. Но теперь, все больше и больше постигая смысл написанного Нестором-летописцем, ученые поражаются глубиной его исторических познаний. Славяне в начале христианской эры
Например, академик Борис Александрович Рыбаков в «Повести временных лет» и в «Слове о полку Игореве» находит указания на «Траяновы века». Римский император Траян правил с 98 по 117 год.
Следовательно, древнерусские писатели настолько хорошо знали всемирную историю, что могли свободно сопоставлять древнюю историю славян с историей Римской империи первых веков христианства.
Одно из самых интересных упоминаний о древних славянах находится именно в той части «Повести временных лет», где древнерусская история связывается с временами первых христиан. Нестор-летописец утверждает, что до славян-моравов доходил один из великих апостолов Иисуса Христа — апостол Андрей.
«До моравов же доходил и апостол Андрей и учил там; там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Андрей и где первоначально жили славяне. Вот почему учитель славян — апостол Андрей, из тех же славян и мы, Русь». Так в самую глубь веков простирается пытливый взор древнерусского летописца.
Хотя славянский род выходит из глубокой древности, под именем славян наши предки стали известны греческим и римским историкам около VI века по Рождестве Христовом. Как называли славян другие народы
Возможно, что до этого времени славяне сами себя называли по-другому или окружающие славян народы именовали их не славянами, а как-нибудь иначе.
Может быть, известные древним историкам сарматы и венеды были предками славян или родственными славянам народами?
Может быть, знаменитый древнегреческий историк Геродот, говоря о скифах Северного Причерноморья, просто не отличает их от славян, живших еще севернее скифов?
В любом случае, по словам М.В. Ломоносова, «множество разных земель славянского племени есть неложное доказательство величества и древности» славян.
О происхождении наименования «славяне» имеются разные предположения. Михаил Васильевич Ломоносов производит именование славян от слова «славящиеся», то есть ‘прославившиеся своими подвигами’. Предположения о происхождении именования славян Гусляры
По именам своих славных героев народ сначала именовался так внутри пределов страны. «Потом славою дел утвердил себе славное имя, которое хотя и поздно по свету распространилось, однако внутрь было давно в употреблении». Святогор и Кузнец судьбы
Академик Борис Александрович Рыбаков предполагает, что слово «славяне» — составное. Оно слагается из двух частей: «слы», что на древнерусском языке означало ‘послы’, и «вене» — ‘представители народа вене’, то есть венеды. Следовательно, славяне — это послы венедов.
Кроме того, существует еще одно интересное мнение о происхождении именования «славяне». Славяне приобрели широкую известность среди других народов в связи с расселением их в Европе в VI–X веках. А. Сафонов. «Не посрамим земли Русской»
«Слыть» или «прослыть» означает ‘быть или стать известным, славиться или прославиться’. Может быть, наименование «славяне» происходит от слова «слыть» — ‘славиться’? Это близко к догадке М.В. Ломоносова о происхождении названия славян. Вольга Всеславович
Первое по времени упоминание о славянах (склавинах), «которые обретаются за рекой Истром», приводится в «Истории войн» византийского историка Прокопия Кесарийского: Как прославились славяне в Византии
«Племена эти не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща... Древние славяне делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода
А живут они в жалких хижинах, есть у них единый язык..., да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все они и высоки, и очень сильны... Поселение славян
Образ жизни грубый и неприхотливый... Они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте они сохраняют гуннский нрав».
Описывая войны императора Юстиниана (527–565), Прокопий много рассказывает и о славянах. Они берут с бою прославленные крепости Юстиниана, храбро бьются с императорскими войсками в открытом поле.
Дружины славян разъезжают внутри империи и порой зимуют на византийской земле. Находясь всего в пяти днях пути от столицы Византии Константинополя, славяне возят за собой «бесчисленную добычу из людей, всякого скота и ценностей».
Славянские князья захватывают знамена византийских полководцев и угрожают пригородам Константинополя.
«Повесть временных лет» представляет нам славянский мир через перечисление целой группы славянских народов, которые не сразу, по словам летописца, стали называться особыми именами, а вначале все были «от рода словенска». Расселение восточных славян
Рассказывая о восточных славянах, Нестор-летописец говорит, что некоторые из них «пришли и сели по Днепру, и назвались полянами, Скульптурный монумент основателям Киева – братьям Кию, Щеку и Хориву, а также их сестре Лыбеди
а другие — древлянами, потому что сели в лесах,
а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами,
иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане.
Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. Остатки Рюрикова городища, раскопанного археологами в окрестностях города Новгорода на озере Ильмень
А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами.
И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская».
Летописные сведения о расселении славянских племен подтверждают различные археологические находки.
Среди всех восточно-славянских племен Нестор выделяет племя полян, которые, по словам великого летописца, добрыми нравами своими превосходили другие славянские племена. Обладавшие тихим и кротким нравом поляне стали ядром нарождавшегося государства — Русь.
Летописец написал: «Полян теперь называют Русью». Главный город полян — Киев — стал столицей Древнерусского государства. М.В. Ломоносов писал, что между славянскими племенами «знатнее прочих были поляне, не столько военными делами, как торгами, которые производились с греками». Киев XII — XIII вв. Реконструкция Ю. С. Асеева
Научные споры о том, какова изначальная история славян, будут продолжаться. Но бесспорно то, что у славян богатая и славная история. В. Васнецов. Богатыри
Из «Повести временных лет» мы знаем о нравах и некоторых житейских обычаях различных славянских племен, живших в дохристианскую эпоху на Руси. Но, в целом, древняя славянская духовная культура остается малоизвестной. Верования славян-язычников
Как смотрели на мир и на самих себя, как веровали и какие религиозные обычаи имели наши далекие предки славяне-язычники — все это часто становилось предметом догадок.
О верованиях древних славян ученые строили догадки или по сравнениям с верованиями других народов, или по литературным памятникам 19–20 столетий (народные песни, присказки, суеверные заклинания).
Несомненно, что древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.
Не зная Бога-Творца, они боготворили вещественный и животный мир. Но это было присуще всем язычникам, а не только язычникам-славянам. Сохранились ли какие-нибудь сведения о языческих верованиях именно древних славян? Да, сохранились.
Арабские источники о молитве славян Арабский писатель X века Ибн-Даста записал молитву древних славян-язычников. «Все они (славяне) — идолопоклонники. Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: «Господи, ты, который снабжал нас пищей (до сих пор), снабди и теперь нас ею в изобилии».
Ибн-Даста не указывает, какому именно славянскому племени принадлежала эта молитва. Может быть, такая молитва употреблялась разными славянскими племенами. Но в любом случае такое молитвенное обращение к небу и надежда на помощь небесную говорят о глубоких религиозных исканиях славян-язычников.
Когда имя славян за их воинственность уже прославилось в греко-римском мире, тогда историк Прокопий Кесарийский писал о славянах, живших в VI веке на берегах Дуная, следующее: «Единого бога, творца грому и всего мира господа исповедуют. Ему приносят волов и другие жертвы». Сведения из византийских источников о язычестве у древних славян РОД - сущий, единый, прародитель богов и творец мира
В середине X века византийский император Константин VII Багрянородный написал для своего сына книгу «Об управлении империей». В этой книге венценосный писатель использовал и те сведения, которые он узнавал от приезжавших в Царьград русских послов и торговцев. Во времена Константина Багрянородного русские купцы регулярно совершали путешествия в столицу Византии.
В июне месяце, как указывалось в книге императора Константина VII, русские корабли отправлялись из Киева и спускались по Днепру. Подойдя к днепровским порогам, купцы разгружали свои ладьи и перетаскивали товары по берегу. Охранявшие купцов и товары воины зорко следили, не приближаются ли печенеги. Когда наконец русские добирались до острова Хортица (греки называли его островом Святого Георгия), здесь под гигантским дубом они приносили жертвы языческим богам.
В книге «Об управлении империей» содержится редкое и потому важное свидетельство о древнерусских языческих обрядах. Русские «на этом острове, — пишет византийский император, — совершают свои жертвоприношения, так как там растет великий дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные (приносят) куски хлеба, мясо, и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий — зарезать ли их (в жертву), или съесть, или пустить живыми».
Это не единственное известие из византийских источников о жертвенных петухах у восточных славян. Греческий историк Лев Диакон сообщает, что воины киевского князя Святослава, осажденные в крепости Дерестр в начале лета 971 года, совершая в водах Дуная языческие жертвоприношения, топили в воде петухов. Приношение духам реки В.Иванов
Славяне-язычники воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятвы, устраивали ритуальные пиршества. «Повесть временных лет» об идолопоклонстве у славян
Нестор-летописец перечисляет имена языческих кумиров, которых князь Владимир, будучи еще язычником, поставил на холме за великокняжеским теремом: «деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей».
Восточные славяне-язычники, в отличие от некоторых окрестных народов, не приносили человеческие жертвы своим идолам.
Рассказ Нестора-летописца в «Повести временных лет» о киевских варягах-мучениках Феодоре и Иоанне, убитых киевлянами-язычниками за то, что варяг Феодор отказался отдать сына своего Иоанна на смерть в жертву Перуну, говорит о том, что человеческие жертвоприношения не были обычным явлением на Руси. В. Топорков. Первые христиане-мученики в Киеве
Других подобных примеров древнерусские летописи не знают. Возможно, это несостоявшееся жертвоприношение заставило кротких полян скорее принять христианство.