Как князья управляли Воспитание князей Дружинники Население древнерусских городов Где и почему возникали города Город и село О городских ремеслах «Поучения к чади» Предчувствие беды Источники наших знаний о древнерусских городах Количество древнерусских городов Каким был древнерусский город Древний Киев Древний Новгород Древний Псков Городские бедствия План
Источники наших знаний о древнерусских городах Находки из раскопок древнего Новгорода Для изучения истории древнерусских городов важное значение имеют как письменные, так и вещественные исторические источники.
Находки археологов помогают лучше понять скупые летописные строки о древнерусских городах, а данные летописей делают целенаправленными поиски археологов. Из раскопок древнего Новгорода
Наиболее полные сведения получены о таких городах, как Киев, Великий Новгород, Владимир Залесский, потому что именно эти города известны своей летописной традицией. Археологи сделали здесь много удивительных открытий. Шлем Ярослава Всеволодовича
Немало сведений собрано учеными также о Чернигове, Смоленске, Суздале, Ростове и Полоцке. Древний Чернигов
Богатая культура Древней Руси развивалась главным образом в городах, поэтому изучение истории древнерусских городов имеет для исследователей родной истории чрезвычайно важное значение. Н. Чернецов. Вид города Ярославля
Подавляющее большинство древнерусских городов носит славянские названия. Это приводит ученых к выводу о том, что древнейшие русские города были основаны восточными славянами и являются очагами славянской культуры. Путивль. Общий вид. Реконструкция Ю.С. Асеева
Много лет посвятил изучению истории древнерусских городов известный русский историк академик Михаил Николаевич Тихомиров, который в середине 20 столетия написал большое исследование под названием «Древнерусские города». К содержанию
Количество древнерусских городов Улица древнерусского города О количестве древнерусских городов академик М.Н. Тихомиров судит прежде всего по их упоминаниям в древнейших летописях.
Он считает, что по летописным сведениям IX–X вв. можно установить существование свыше двух десятков древнерусских городов. Восточнославянский город. С картины М. Преснякова
К концу XII века по сохранившимся упоминаниям в летописях можно насчитать уже 224 городских поселения. И эту цифру М.Н. Тихомиров называет скорее преуменьшенной, чем преувеличенной. Копорье, древнерусский город Новгородской земли,
В XIII веке исследователи находят еще 47 городов и, таким образом, общее их число ко времени монголо-татарского нашествия достигало 271. Ярославль К содержанию
Каким был древнерусский город В те далекие времена любое поселение было немыслимо без укрепления, без защиты от нападения врагов. Чарторыйск. Реконструкция П.А. Раппопорта, рисунок Е.Д. Шеко
Главная и центральная часть поселения чаще всего располагалась на холме, в некотором отдалении от реки, и была огорожена стенами. Отсюда и пошло название — «город». Укрепление гавани на реке Суле. XI-XII вв. Реконструкция Г.В. Борисевича
Обычно вокруг первоначальных стен города разрасталось новое поселение — предградье или посад. В случае нападения неприятеля жители посада спешили укрыться за стенами города. Владимир. Новый (Земляной) город
Москва
Среди древнейших русских поселений исследователи различают городища-убежища, то есть селения, которые далеко не всегда имели постоянных жителей.
Города, которые имели постоянное население постепенно превращались в центры ремесла и торговли. Этот тип поселения и принято называть древнерусским городом. Васнецов А.М. Дмитров
Стены древнерусского города чаще всего были деревянные, иногда каменные, с башнями, воротами. Тормосов В.М. Во времена былые
Ворота носили название или по их расположению, например, на востоке города — Восточные; или по украшению — Золотые; или по имени церкви, которая сооружалась над воротами города, например — Никольские, если церковь была в честь святителя Николая. Золотые ворота во Владимире. Реконструкция
Центральное место в древнерусском городе занимал соборный храм. Рерих Н.К.
Там объявляли княжеские указы, там воины собирались на молитву и благословение перед своим ратным подвигом. Всеволод Иванов
Соборный храм или монастырь содержал школу, библиотеку и мастерскую по переписыванию книг. Школа XIV в. Миниатюра из Жития Сергия Радонежского. Фрагмент. Конец XVI в.
Важное место в городе занимали княжеский двор и торговая площадь — торг. А. Кившенко. Чтение народу Русской правды в присутствии великого князя Ярослава
Васнецов А.М. Подворье удельного князя К содержанию
Древний Киев Краткие летописные сведения о Киеве X века свидетельствуют, что укрепленное место, или собственно «город», занимало довольно незначительную территорию.
«Люди» — городское население — жили на горе, где и располагался город Киев.
В городе находился княжеский двор.
Киев был расширен при Ярославе Мудром, который в 1037 году заложил «град великий Киев» с Золотыми воротами. Укрепление Киева. Миниатюра Радзивилловской летописи, 15 век
До этого времени местность, где позже был воздвигнут Софийский собор, являлась «полем вне града». Князь Ярослав Мудрый закладывает Киев. Миниатюра Радзивилловской летописи, 15 век
И в низине у Днепра — на Подоле — по словам летописи, тогда еще «не жили люди, но на горе». Киев (Подол), Андреевский спуск Вид Подола с горы Щековицы
В X веке Киев представляется городом с ремесленным производством и торговлей. Древний Киев Дополнительная иллюстрация К содержанию
Киев XII — XIII вв. Реконструкция Ю. С. Асеева
План Киева в середине 12 века
План Киевского Кремля в XII веке
Д. Шкляр. Вечерний Киев
Софийский собор (София Киевская)
Первоначальный вид Софийского собора в Киеве 1034 реконструкция И. Моргилевского
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная) реконструкция
Храм на руинах Десятинной церкви. Изображение начала XIX в. Современная реконструкция Современная реконструкция
Развалины Десятинной церкви в Киеве Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве Десятинная церковь. Вариант реконструкции Н. Холостенко
Десятинная церковь, фундамент
Мозаика Десятинной церкви
Золотые ворота
Золотые ворота по рисунку А. ван Вестерфельда.
Золотые ворота. Фото 1870-х гг.
Золотые ворота. Такими они были до реконструкции 1982 г. К содержанию
Древний Новгород Поселения на месте будущего Великого Новгорода существовали уже в IX–X веках. Рерих Н.К. Новгородский погост
Они были открыты археологами вблизи северной, то есть наиболее древней части Детинца. Новгород. Детинец
Детинец — небольшая крепость, центральная укрепленная часть древнерусского города. Новгородский Детинец
Там впоследствии разместились София Новгородская и дом новгородского епископа. Новгородский Детинец
Новгородский Детинец
Софийский собор в Новгороде
Этот духовный центр Великого Новгорода стал зародышем новгородского посада, который быстро разросся в последующие столетия. Панорама города Новгорода второй половины XI в. Реконструкция Г. В. Борисевича
М.Н. Тихомиров считает, что такие посады, как правило, развивались в непосредственной близости и под защитой городских замков. Новгород. XIV в. Реконструкция Е.Д. Шеко Дополнительная иллюстрация К содержанию
Васнецов А.М. Новгородский торг
Петр Кончаловский. Новгород К содержанию
Древний Псков Раскопки, произведенные археологами на территории Пскова, одного из древнейших русских городов, показали, что Псков уже в IX веке был довольно значительным городом.
Учеными были найдены мостовые X века и даже остатки жилых помещений 8–9 столетий.
Разнообразные изделия из железа, найденные археологами на территории Пскова, характеризуют деятельность кузнецов-ремесленников этого города. Дополнительная иллюстрация
Другие находки — западноевропейские монеты и изделия восточных мастеров — свидетельствуют о торговле Пскова с Востоком и Западом. К содержанию
Городские бедствия Древнерусские города страдали не только от вражеских набегов и междоусобиц, но часто и от пожаров. Поскольку городские строения были почти все деревянные, то пожары иногда полностью опустошали города.
Летописцы, говоря о пожарах, указывают, какой урон город терпел от них. Во Владимире, например, в 1183 году во время сильного пожара сгорел почти весь город с тридцатью двумя церквами.
Глазунов Илья Сергеевич. Штурм града. 1980г.
Рассказывают летописцы и о таких бедах, как голод или мор. Голод иногда происходил не по причине неурожая, а из-за того, что набеги кочевников или усобица между князьями прекращали полевые работы.
Суздальский летописец упоминает о страшной эпидемии 1187 года, когда не было ни одного двора без больного. Рерих Н.К. Чума К содержанию
Как князья управляли Большая часть древнерусских городов выросла вокруг княжеских дворов. Палаты угличских удельных князей
Новые города основывались преимущественно князьями. И название некоторых из них прямо указывает на имя князя-основателя. Владимир XII века. Н. Усачев
Княжеский двор являлся центром управления и общественно-политической жизни города.
Важнейшие события, касающиеся развития и судеб города, обсуждались на вече. Вече. Палехская роспись
Важнейшими представителями княжеского управления в городе были воеводы или тысяцкие. Воевода Путята Русский воевода. Оружейная палата
Тысяцкий выступал и как судья для городского населения, и как судья для торгового суда. В. Килиниченко. Новгород торговый Воевода XIII - XVII веков в зимней одежде
Тысяцкие же командовали городским ополчением — «тысячью». Это создавало для тысяцких исключительно высокое положение среди бояр. Воины Киевской Руси (X-XI вв.) Городской ополченец Воевода Воин старшей дружины
В Древней Руси княжеский род Рюриковичей владел Русской землей как бы сообща. Земля не закреплялась за князем навечно.
Но во владении отдельными княжествами наблюдался иерархический принцип: лучшие уделы, которыми владели князья, переходили от одного князя к другому по очереди.
Когда умирал старший князь, его удел переходил к следующему по старшинству князю — его младшему брату или старшему сыну. Так сложился удельный порядок княжеского владения.
Случалось, что сильный князь самовольно претендовал на лучший, то есть более богатый удел, и силой отнимал его у князя, имеющего слабую дружину. И. Архипов. Войны с соседями К содержанию
Воспитание князей При рождении сына в княжеской семье ему давалось имя, обычно славянское, а при крещении еще и другое — греческое, которое выбиралось по святцам (церковному календарю). Первое имя нарекалось обычно в честь знаменитого старшего родича, т.е. в честь кого-либо из живых или умерших князей. Малютка князь с дядькой-кормильцем
Когда младенцу-князю исполнялось 2–3 года, над ним совершался обряд первого пострижения волос. После этого священник благословлял мальчика и сажал его на коня, а в княжеском дворце по этому поводу устраивался пир. Глазунов И.С. Два князя.1964г
Князя «сажали» на княжеский престол торжественно. Обряд происходил в главном, т.е. соборном храме города. Летописцы писали о посаждении так: «сел на столе отца и деда». Этим указывалось преемство княжеской власти.
Важное место в жизни князя занимали военные походы. Об этой стороне княжеской жизни на Руси можно судить по «Поучению» Владимира Мономаха. И. Архипов. Княжеская дружина
Право рядить полки перед битвой принадлежало старшему в войске князю. Рябушкин А.П.
Древнерусские князья прославились своими ратными подвигами, а некоторые и строгой христианской жизнью. Многих князей Церковь прославила как святых. Святые князья Владимир, Борис и Глеб. Икона середины 15 века К содержанию
Дружинники Дружинник иногда мог переходить от одного князя на службу к другому. Храбрых дружинников князья принимали с радостью, потому что каждый князь нуждался в отважных воинах. Киевский дружинник, 10 век. Реконструкция С.Федорова
Но перемещения князей из одного города в другой и княжеские междоусобицы оказывали плохое влияние на дружины. Дружинники должны были или переезжать со своим князем на новое место, или поступать на службу к новому князю.
Но с новым князем могла прийти его прежняя дружина, которая занимала первое место. Если трудности в жизни дружинников возникали при законной смене князя, то что говорить об их участи, когда один князь изгонял другого силой из его волости? М. Шальков. Княжеская дружина. Фрагмент картины
Отношения князя и дружины могли быть разными. Одному князю дружина, например, говорила: «Князь, тебе без нас нельзя было ничего ни замыслить, ни сделать, а мы все знаем твою истинную любовь ко всей братии». Рисунок В. Назарука
А другому князю дружинники могли ответить совсем иное: «Ты сам собою это, князь, замыслил, так мы не едем за тобою, мы ничего не знали». Поэтому хороший князь не отделял своей пользы от интересов дружинников.
В военных походах участвовали выходцы и из других слоев населения — как городского, так и сельского. В отличие от дружины это войско называлось ополчением, а во главе его обычно ставился тысяцкий. К содержанию
Население древнерусских городов Крупнейшие древнерусские города — центры земель и княжеств — были не только административными и стратегическими пунктами. Обычно они становились важнейшими центрами церковной и культурной жизни, так как в них располагались епископские кафедры. Глазунов И.С. Господин великий Новгород. 1965г
В них же или рядом с ними возникали крупнейшие монастыри, училища, библиотеки, иконописные мастерские и мастерские по переписыванию книг. Н. Усачев. Школа писцов в Андрониковом монастыре.
Школа Древней Руси К содержанию
Где и почему возникали древнерусские города М.Н. Тихомиров считал, что города возникали в первую очередь там, где развивалось сельское хозяйство и выделялись ремесленники и купцы.
В некоторых случаях определяющее значение для возникновения и быстрого развития городов имело распространение торговли и ремесел. Рис. В.А.Милашевского
В соответствии с этим складывалось население древнерусских городов: князья, бояре-землевладельцы, слуги и воины, духовенство, купцы, ремесленники и холопы. Южная Русь (XII в.) 1 - Великий Князь киевский; 2 - воин княжьей стражи; 3,4 - княгиня и княжич.
Из бояр, как лиц особо близких князю, назначались наместники по волостям.
Холопы были так называемые «большие», которые служили у князя по хозяйственному управлению, и «меньшие», которые были чернорабочей челядью: на дворе — дворовые, на пашне — пашенные, или страдные.
Низшие должности дворцовой службы князь поручал как холопам, так и свободным людям. Свободные люди могли уйти от князя, но тогда они лишались земли, которую получали за свою службу. Борис Заворыкин К содержанию
Город и село Древнерусский город — это прежде всего укрепленное, то есть огороженное от внезапных нападений поселение. В этом и заключалось его первоначальное отличие от сельской местности. Представление о городе, как о торговом и ремесленном центре, формируется позже. Древнеславянское поселение
В «Повести временных лет», например, сохранились слова княгини Ольги к древлянам: «Все города ваши сдались мне и обязались платить дань и возделывают нивы свои и земли свои, а вы хотите умереть от голода, не соглашаясь на дань». Княгиня Ольга сжигает Искоростень
Следовательно, древнерусские города в хозяйственном устройстве были неотделимы от села и имели «нивы свои» и «земли свои». Рерих Н.К. Городок К содержанию
О городских ремеслах Древнерусские ремесленники, по исследованиям археологов, имели несколько десятков специальностей. Одно из наиболее важных и распространенных ремесел — кузнецкое дело. «Кузнь» — это изделие из металла. Н. Усачев. Кузница
Кузнецы обычно расселялись при въезде в город, поэтому некоторые городские ворота назывались «кузнечными» или «кузнецкими». Иверский монастырь, Кузнечные ворота
Древнерусского кузнеца летописцы иногда называли «железоковец», ювелиров именовали «серебрянниками», с драгоценными металлами работали «златари». Дополнительная иллюстрация
Металлическая посуда - котлы, ковши, сковородки
Металлическая посуда- чаши, фляги, ведра и питьевые рога с металлической обкладкой
Личины
Подковообразные и кольцевидные фибулы-застежки
Браслеты
Булавки
Важное место среди мастеров древнерусского города занимали плотники, так как большинство городских строений были деревянными.
Древнерусский терем из Старой Рязани. Реконструкция В. Даркевича и Г. Борисевича Дополнительная иллюстрация
Предметы интерьера жилого дома, мебель
Предметы интерьера жилого дома
Деревянные игрушки XI—XIII вв.
Некоторых плотников именовали «мостниками» — они сооружали мосты, а также мостовые, которые были найдены при раскопках крупнейших древнерусских городов. Новгород. Неревский раскоп. Разрез мостовых Великой улицы X-XV веков
«Городники», или «огородники», следили за исправностью городских стен и укреплений, то есть заботились об ограждении города. Остатки частокола, ограждавшего усадьбу сруба Московский Кремль
Каменным строительством занимались «каменники». Участок белокаменной кладки стены митрополичьего двора, Московский кремль XV в. Остатки белокаменного столба, Московский кремль Каменно-деревянный Московский Кремль
Портных называли «шевцы» или «швецы». И само слово «портной» происходит от древнерусского названия одежды — «порты». Русская княжна Дополнительная иллюстрация
Комплексы городской и княжеской одежды по данным изобразительного искусства и археологии
Парадная одежда княгини и боярыни
Реконструкция княжеско-боярского костюма (составлена М.А. Сабуровой) Детали одежд и украшений княжеско-боярского костюма
Реконструкция комплекса одежды с украшениями древнерусской крестьянки (по материалам вятических погребений XII - начало XIII в.).
Реконструкция комплекса одежды с украшениями древнерусской крестьянки XI - начало XIII в, (по материалам погребений).
Диадемы и очелья женских головных уборов Х-ХIII вв.
«Усмари» выделывали различные изделия из кожи («усма» — ‘кожа’). Кожанные ножны Образцы кожаной обуви Дополнительная иллюстрация
Древнерусская обувь. Эволюционная таблица VIII-ХVI вв.
Древнерусская орнаментированная обувь
Гончары изготавливали посуду и другие необходимые для горожан предметы домашнего обихода.
Один из районов («концов») Великого Новгорода носил название Гончарного.
Гончары работали и на селе, но в городе спрос на их изделия намного превышал спрос сельских жителей. Реконструкция печи
Особую группу городских специалистов составляли «иконники», писавшие святые образа для храмов и для домов, а также переписчики книг. Икона Никола Липный Происходит из церкви Святого Николая на Липне близ Новгорода. Икона написана в строгом византийском стиле пресущем иконам русского Севера 12-13 в. в 1294 году иконописцем Алексой Петровым.В. Икона находится в Новгородском историко-архитектурном музее.
Из их рук вышло немало шедевров древнерусской живописи и книжного искусства. Икона 12 век. Софийский собор Заставка в рукописной книге XIV века К содержанию
«Поучения к чади» Люди из простонародья именовались «молодшие», «меньшие», «простая чадь» или просто «люди». Среди памятников древнерусской литературы сохранились поучения XIII века, предназначенные простым людям, — так называемые «Поучения к чади».
В них содержатся увещания уклоняться от пьянства, клятв и суеверий: «Бог потому, прогневаясь, не пускает на землю дождя, что не велит Бог болезни лечить чарами и заклятьем, ни бесов просить — на охоту идя, или торгуя, или милости царской надеяся. Беда христианам, так поступающим, и мученье страшнее языческого, если того не оставят и не покаются». К содержанию
Предчувствие беды Один из интереснейших памятников древнерусской литературы — «Моление Даниила Заточника». Это произведение было написано в конце XII – начале XIII века, незадолго до монголо-татарского нашествия. Рукопись Моления Даниила Заточника. Список XVI в.
«Заточник» — может означать заключенного, сосланного человека или заточившего себя в подневольную работу. Среди исследователей древнерусской литературы нет единого мнения, кем именно был Даниил Заточник, но его творение стало одним из наиболее известных произведений литературы Древней Руси.
В «Молении», то есть усердной, как бы молитвенной просьбе, приводится очень много остроумных высказываний, жалоб на тяжелую жизнь, обращенных к добросердечному князю. Даниил откровенно пишет, что он не слишком храбр на войне, но зато крепок в словах. До сих пор он служил у бояр и немало потерпел от них. Теперь он не хочет находиться в зависимости от бояр и хочет служить князю.
Даниил Заточник пишет: «Как олово пропадает, когда его часто плавят, так и человек — когда он много бедствует. Никто ведь не может ни пригоршнями соль есть, ни в горе разумным быть; всякий человек хитрит и мудрит о чужой беде, а в своей не может смыслить. Злато плавится огнем, а человек напастями; пшеница, хорошо перемолотая, чистый хлеб дает, а человек в печали обретает ум зрелый. Моль, княже, одежду ест, а печаль — человека; печаль человеку кости сушит. Если кто в печали человеку поможет, то как студеной водой его напоит в знойный день».
У этого произведения есть другая редакция, которая носит название «Послание Даниила Заточника». Это остроумное и местами как бы шутливое послание Заточника князю Ярославу Всеволодовичу заканчивается очень серьезно: «Не дай же, Господи, в полон земли нашей языкам (то есть народам), не знающим Бога». Видимо, предчувствовал этот древнерусский писатель близкую беду от нашествия иноплеменников.
Одиннадцатое и двенадцатое столетия являются временем быстрого умножения и развития городов не только на Руси, но и во многих других странах, например, в Польше, Чехии, в Восточной и Северной Германии.
По уровню развития культуры, ремесел и торговли древнерусские города в домонгольский период не уступали городам Западной Европы, а в некоторых отношениях и превосходили их. А. И. Кравченко. Древний русский город. Красные струги
Но западноевропейские города не испытали таких разрушений и бедствий, какие выпали на Русь в XIII веке. Нашествие монголо-татар сначала разрушило многие древнерусские города, а наступившее затем монголо-татарское иго значительно затормозило их развитие. К содержанию