Методические подходы к преподаванию темы Логические основы информатики Автор Кулешова О.В.Зам. директора по ИКТ и учитель информатики школы №19292007 г.
Преимущества изучения данной темы в курсе информатики Изучение Логических основ информатики в школьном курсе несёт большую методическую и познавательную нагрузку.Знакомство с терминологией и символикой алгебры логики, с ее понятиями помогает развитию мыслительных способностей, развивает логическое мышление. При решении логических задач учащиеся достаточно легко привыкают к требованию формализации условий задачи и построению модели решения задачи.Знание логических операций и умение строить сложные логические выражения помогают ребятам быстрее изучить условные выражения и условные операторы языка программирования и меньше ошибаться при их использовании. Самостоятельно построив логическую схему хотя бы одного простого устройства, учащиеся лучше представляют себе архитектуру и принцип функционирования компьютера.Алгебра логики- это мощный инструмент пользователя в базах данных и информационно-поисковых системах.
Логические основы информатики Элементы математической логикиЛогические основы компьютера
Различные подходы к рассмотрению данной темы в современных авторских программах основной школы Основы математической логики не изучаются в качестве отдельной темы, а вводятся по мере необходимости при работе с конкретным практическим модулем. Логические основы ЭВМ не рассматриваются вообще (Авторский коллектив Семакина)Учащиеся знакомятся с элементами формальной логики в виде самостоятельной темы, а уже закрепление и использование полученных знаний происходит при работе с модулями: «Моделирование и формализация», «Базы данных» (Н.Д. Угриновича); «Освоение среды табличного процессора Excel» (авт. коллектив Н.В. Макаровой); «Программирование логических задач» ( С.Н.Тур, Т.П. Бокучава).Наряду с основами логики рассматриваются Логические основы компьютера (авт. коллектив Н.В. Макаровой, авторская программа С.Н. Тур, Т.П. Бокучава).Более эффективными на мой взгляд являются второй и третий подходы, посколькуу учащихся формируется целостное представление о логике как науке;учащиеся не отвлекаются на введение дополнительной информации при работе с практическими модулями;легче усваиваются условные выражения и операторы языка программирования.
Содержание блока Логические основы информатики в курсе ИиИКТ основной школы (всего 8 часов)
Содержание блока Логические основы информатики в курсе ИиИКТ старшей школы (всего 12 часов)
Методические особенности организации уроков по данной теме Преподавание данной темы строиться на принципах развивающего и эвристического обучения. Эвристическая форма обучения расширяет возможности развивающего обучения, в основе её лежит идея самореализации личностного потенциала каждого учащегося. При введении нового материала, повторении и закреплении ранее изученных вопросов, а так же во время текущего контроля можно использовать эвристическую беседу. Правильно организованная эвристическая беседа - это лучшая форма обучения для формирования у детей системно-информационной картины мира;создаёт в классе атмосферу сотрудничества и творчества, доставляет детям удовольствие от учебной деятельности.- одно из самых сильных средств стимуляции познавательной деятельности детей.
Фрагмент урока по теме: «Связь между алгеброй логики и теорией множеств»профильного курса ИиИКТ в старшей школе В курсе основной школы вы уже встречались с кругами Эйлера и знаете какие между множествами могут быть отношения.Для графической иллюстрации логических операций можно также воспользоваться диаграммами Эйлера-Венна.Как вы думаете какие операции в теории множеств соответствуют инверсии, конъюнкции и дизъюнкции? Приведите конкретные примеры. Сами рисуют. Инверсия Конъюнкция ДизъюнкцияДополнение к множеству Пересечение множеств Объединение множествКак бы вы с помощью диаграмм Эйлера-Венна отобразили бы логические операции импликации и эквивалентности? Задание не простое и конечно можно воспользоваться таблицами истинности для данных операций.Ответы учеников: для импликации заштрихуем на диаграмме три области, в которых значения А В равно 1; для эквивалентности две области, для которых значения А В равны 1. Импликация Эквивалентность Учитель подводит итог: для импликации в теории множеств соответствующей операции нет, тем не менее можно отобразить импликацию с помощью диаграммы Эйлера-Венна; логической операции эквивалентности в теории множеств соответствует операция эквивалентности множеств.
Методические особенности организации уроков по данной теме Для организации продуктивной работы на каждом уроке учащимся предлагается Листок для работы в классе и Карточка для домашней работы. По ходу урока в тетрадях учащихся создаётся Опорный конспект урока.При организации уроков используется дифференциальный и индивидуальный подходы.
Методические особенности организации уроков по данной теме В качестве основных методов проверки теоретических знаний используется устный опрос, диктант, тестирование или письменная работа. Большая роль отводится самоконтролю. Для закрепления навыков работы с программными средствами используется лабораторная работа. Итоговый контроль по теме проводится в виде контрольной работы или зачёта.
Методические особенности организации уроков по данной теме Теоретический и практический материал для уроков не привязан к одному учебнику. Основной учебный материал для организации уроков взят из учебников информатики Н.Д. Угриновича и следующих книг: В.Ю. Лыскова, Е.А. Ракитина «Логика в информатике» С.Н. Тур, Т.П. Бокучава «Первые шаги в мире информатики»,Л.Л. Босова «Арифметические и логические основы ЭВМ».
При организации уроков можно использоватьпрезентации№1 и №2 Основы формальной логики №6 Логические элементы компьютера