Информационное общество и региональная информатизация КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» г. Минск, Республика Беларусь
1. Что же такое «информационное общество»? «Информационное общество – современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием ИКТ на все сферы человеческой деятельности и общество в целом».(РБ) «Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти». (РФ) Является ли «информационное общество» новым этапом развития цивилизации? Или это просто технологическая стадия его развития? Согласно Ф. Уэбстеру , информационное общество сохраняет основные черты современного капитализма: получение максимальной прибыли при минимизации затрат, развитие транснациональных корпораций, глобализация во всех сферах, повышение роли знаний, информации и широкое использование ИКТ.
В РБ основными направлениями развития и соответственно реализации задач ИО признаны: - электронное правительство; - электронное здравоохранение; - электронное обучение; - электронная занятость и социальная защита населения; - система массовых коммуникаций и электронный контент. Реализация задач по указанным направлениям должна основываться на следующих факторах : - государственная информационная политика; - национальная информационно-коммуникационная инфраструктура; - человеческий капитал; - укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ; - национальная информационная индустрия и научные исследования; - международное сотрудничество и интеграция в мировое информационное пространство.
2.1. Административные процедуры- главный механизм электронного взаимодействия общества и государства. Каждое обращение гражданина или юрлица в государственный орган (службу) с неким заявлением на выполнение услуги - это инициирование вполне определенной административной процедуры. Процесс выполнения этой услуги (административной процедуры) определяется т.н. регламентом этой процедуры - административным регламентом. Регламент сформированный на основе применения информационных технологий на каждом шаге выполнения процедуры - электронный административный регламент (ЭАР). Важной особенностью АП с точки зрения их реализации как SaaS-решений является их универсальность для большого количества пользователей и учреждений их выполняющих.
При этом на весь регион может быть создан единый ЦОД, который обеспечивает «облачность» реализации АП. Межведомственный шлюз – основной интеграционный ресурс.
2.2. Электронное здравоохранение. Общие порталы доступа к госуслугам включают разделы услуг по здравоохранению. Большинство таких услуг могут быть реализованы в «облачных» схемах с доступом , как со стороны потребителей, так и со стороны медучреждений, владеющих необходимым контентом. Региональность. Бэк-офисные системы в учреждениях здравоохранения на первый взгляд имеют достаточно высокую степень автономности и конфиденциальности. Но в то же время, движение пациента, скажем, от поликлиники к больнице и обратно должно сопровождаться движением его медицинской документации.
2.4. Электронная занятость и социальная защита населения. Здесь очень важны две вещи: - существенное расширение сферы занятости людей с ограниченными возможностями и - изменение положения, когда доступ к информации, (ограниченный, как правило) обусловлен социальным статусом (инвалидностью) гражданина. Привлечение людей с ограниченными возможностями к активной деятельности через интернет набирает темпы, но пока еще не достаточно. В планах создания т.н. «безбарьерной среды» должны быть предусмотрены и снижения информационно-технологических барьеров: - для обращения в лечебные учреждения, как для записи, так и для консультации и/или вызова врача на дом и т.д.; - для выполнения всевозможных платежей; - для доступа к фондам библиотек и музеев; - дистанционного обучения. Все перечисленное реализуется прежде всего на региональном уровне.
3. Основные задачи региональной информатизации Можно выделить две группы информационно-коммуникационных технологий, развитие которых формирует информатизацию региона: бэк-офисную и фронт-офисную . Для необходимого взаимодействие первой и второй групп служит третья специальная группа ИКТ, ИКТ промежуточного слоя, (т.н. «шлюз»), обеспечивающие согласованное взаимодействие первых двух, посредством регламентированного обмена сообщениями, запросами-ответами, синхронизирующими процедурами и т.д.
Проводя такую классификацию ИКТ в регионе, мы освобождаемся от ведомственных интересов при их реализации, которые уходят на более «низкий» уровень автоматизации конкретных бизнес-процессов в конкретных ведомствах и учреждениях. В то же время, имея в виду общую стратегию регионального подхода (группирование ИКТ), мы можем требовать реализации взаимодействия ИКТ между собой через шлюз и контролировать выполнение этих требований. Должны быть разработаны стандарты взаимодействия ИС и ИКТ, на основе которых и будет функционировать «шлюз» и обеспечивать межсистемное взаимодействие. Вырисовывается инфраструктура региональной информатизации как совокупность ведомственных ИКТ интегрированных посредством шлюзовых ИКТ, общих стандартов и регламентов взаимодействия. Минимальным должно быть количество общегосударственных информационных ресурсов. Ведь их создание это, как правило, дублирование данных и дополнительные усилия (и затраты!) по их актуализации и синхронизации.
3.1. Как организовать. Поскольку совокупность ведомственных систем можно рассматривать как некую структуру более высокого уровня, скрепленную комплексом интегрирующих средств, возникает вопрос о заказчике такой структуры. Очевидно, что им должен быть орган регионального управления – элемент государства. Необходимо подразделение компетентно решающее вопросы информатизации в регионе как стратегические так и практические. Выработка стратегии региональной информатизации в каждом регионе, позволит правильно расставить приоритеты в создании и развитии ИКТ в регионе, эффективно использовать финансовые и человеческие ресурсы.
4. Некоторые технологические аспекты реализации. SaaS –решения и «облака» для госресурсов. Административные процедуры в регионе могут быть вынесены в «облако» без ущерба для кастомизации и с финансовым выигрышем. Безопасность, надежность. Например в медицине: допустимо ли здесь централизованное хранение данных с доступом разных учреждений к сведениям о пациенте? Интранет, как схема повышения безопасности. В отдельных случаях на региональных уровнях управления может оказаться целесообразным строить сеть интранет.
Вывод. Региональная информатизация должна рассматриваться как форма воплощения и реализации всех основных задач технологического аспекта построения информационного общества.
Благодарю за внимание. Брагинский Матвей Аронович главный технолог КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» тел. +375 17 251 75 52; факс +375 17 251 75 41; моб. +375 29 508 22 29; e-mail: [email protected]