Рецензенты: Вице-президент Российской академии образования, академик А. А. Кузнецов Главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН, Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор К. К. Колин Заведующий Лабораторией обучения информатике Института содержания и методов обучения Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор С. А. Бешенков
Оглавление ВведениеГЛАВА 1. Школьная библиотека в динамично меняющемся мире ГЛАВА 2. Проблемы формирования информационной грамотности и информационной культуры: международный и отечественный подходы ГЛАВА 3. Комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся общеобразовательных учебных заведений ГЛАВА 4. Методы, формы и средства обучения учащихся основам информационной культуры в условиях школьной библиотеки, или что должен знать школьный библиотекарь для обеспечения результативности своей педагогической деятельностиЗаключениеПредметный указатель
Глава 1. Школьная библиотека в динамично меняющемся мире 1.1. Глобальные изменения в современном мире и реакция международного сообщества на вызовы информационного общества1.2. Новая парадигма образования для информационного общества и общества знаний1.3. Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе – глобальная проблема 1.4. Миссия школьной библиотеки в информационном обществе и обществе знанийСписок литературы
Мир информации – мир кардинальных перемен Переход информации в разряд важнейших категорий общественного развития Глобальный характер информатизации общества Стремительное развитие информационной техники, телекоммуникаций и информационно- коммуникационных технологий Становление информационного общества, эволюционирующего в общество знаний
Проблемы адаптации людей к среде информационного общества Переизбыток информации Засорение информационных каналов (спам) Угроза дезинформации Манипулирование сознанием людей
Образование для общества знаний: необходимость реализации креативной модели
Новая миссия школьной библиотеки - подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе и обществе знаний
Условия реализации новой миссии школьных библиотек Разработка концептуальных основ информационной подготовки подрастающего поколения Создание модели информационной подготовки подрастающего поколения Создание инфраструктуры информационной подготовки Подготовка кадров, обеспечивающих информационную подготовку
Глава 2. Проблемы формирования информационной грамотности и информационной культуры: международный и отечественный подходы2.1. Концепция информационной грамотности как реакция международного сообщества на необходимость специальной информационной подготовки человека 2.2. Информационная культура личности: российский взгляд на проблему2.3. Концепция формирования информационной культуры личности2.4. Учитель и школьный библиотекарь – ключевые фигуры формирования информационной культуры личности Список литературы
Глобальный характер проблемы информационной подготовки граждан к жизни в информационном обществеГЛАЗГО, 2002 г. – создание секции по информационной грамотностиСЕУЛ, 2006 г. – создание стратегического альянса ИФЛА и ЮНЕСКО для реализации решений Всемирного саммита по информационному обществу
Информационная грамотность - ключевое понятие флагманских программ ЮНЕСКО и ИФЛА
Вклад ИФЛА и ЮНЕСКО в решение проблемы информационной грамотности
"Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни", ИФЛА, 2006г.ОглавлениеБлагодарностиВведениеГлава 1. Концепции информационной грамотностиГлава 2. Информационная грамотность и образование на протяжении всей жизниГлава 3. Международные стандартыГлава 4. Участие образовательных учреждений в обучении информационной грамотностиГлава 5. План действийГлава 6. Управление учебным процессомГлава 7. Повышение квалификации библиотечных работниковГлава 8. Теории обученияГлава 9. Оценка учебной деятельностиГлава 10. Определения основныхпонятийБиблиография
Соотношение понятий "культура личности", "информационная культура" и "информационная грамотность"Культура личностиИнформационная культура личностиИнформационная грамотностьЗнания и умения по работе с информацией: - Получение информации- Оценка информации- Использование информации
Древо информационной культуры
Глава 3. Комплекс учебных программ формирования информационной культуры учащихся общеобразовательных учебных заведений3.1. Обоснование структуры и технологии разработки комплекса ученых программ по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 1-11-х классов3.2. Учебные программы по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся младшего школьного возраста3.3. Учебные программы по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся среднего школьного возраста 3.4. Учебные программы по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся старшего школьного возраста
Реализация принципа системностиИнвариантные компоненты курса «Основы информационной культуры личности»Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решенияРаздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информацииРаздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся
Целостное и последовательное представление содержания обучения
Адаптация содержания курса в соответствии с психофизиологическими особенностями возраста учащихся
Приведение содержания курса в соответствие с изучаемыми учебными дисциплинами
Синтез традиционной, книжной и компьютерной информационной культурой
Обеспечение соответствия содержания программ курса требованиям Федерального компонента Государственного образовательного стандарта
Стандартизация отечественного общего образованияФедеральный компонент Государственного стандарта образованияМинистерство образования Российской ФедерацииФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТАОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧАСТЬ IНачальное общее образование. Основное общее образованиеИз Стандарта начального общего среднего образования: Работа с учебными, художествен-ными, научно-популярными текстами. Справочники, энциклопедии, периоди-ческие издания для детей. Определение темы и главной мысли текста. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; Поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам.
Стандартизация отечественного общего образованияФедеральный компонент Государственного стандарта образованияМинистерство образования Российской ФедерацииФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТАОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧАСТЬ IIСреднее (полное) общее образованиеИз требований к уровню подготовки выпускников: Должен уметь: оперировать информационными объектами; создавать информационные объекты, в томчисле: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; искать информацию с применением правилпоиска в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Глава 4. Методы, формы и средства обучения учащихся основам информационной культуры в условиях школьной библиотеки4.1. Представление о многообразии методов обучения 4.2. Формы и средства обучения 4.3. Дифференцированный подход к обучению основам информационной культуры учащихся различных возрастных категорий 4.4. Выбор методов, форм и средств обучения основам информационной культуры учащихся младшего школьного возраста на основе их психофизиологических характеристик 4.5. Выбор методов, форм и средств обучения основам информационной культуры учащихся среднего школьного возраста на основе их психофизиологических характеристик 4.6. Выбор методов, форм и средств обучения основам информационной культуры учащихся старшего школьного возраста на основе их психофизиологических характеристик Список литературы
Выбор методов, форм и средств обучения в зависимости от возрастных особенностей учащихся
Способ представления материала в главе 4
Предметный указательМетоды обученияМетоды- активного обучения- дидактические игры- имитационные- имитационные игровые- имитационные неигровые- - действия по инструкции- - ситуация выбора- - ситуация выработки решения- - ситуация доказательства- - ситуация конфликта- - ситуация несоответствия- исследовательские- наглядные- - демонстрация- - иллюстрация- неимитационные- практические- - лабораторные работы- - упражнения проблемные- проектов- объяснительно-иллюстративные- - лекции- - объяснения- - демонстрации картин- - демонстрации кино и диафильмов- - работа с учебником- - рассказы- репродуктивные- словесные- - беседы- - дискуссии- - лекции- - объяснения- - работа с книгой- - рассказы- частично-поисковые- эвристические- - круглые столы- - метод проектов- - мозговые атаки- - проблемные лекции- - проблемные семинары- - тематические дискуссии
Предметный указательСредства обучения- изображения и отображения- натуральные объекты- технические средства
Предметный указательФормы обучения- внеклассные- - научные общества учащихся- - олимпиады, конкурсы- - предметные кружки, студии- внешкольные- - домашняя самостоятельная работа учащихся- - учебные экскурсии- групповые- занятия по факультативным учебным курсам- занятия по элективным учебным курсам- занятия по учебным предметам, обязательным для изучения- индивидуальные- коллективные (фронтальные)- спаренные занятия- спаренные укороченные занятия
Как приобрести книгуОПТОВЫЕ ПОСТАВКИРусская школьная библиотечная ассоциация Почтовый адрес: 109012, Москва, М. Черкасский пер., д. 1/3, к. 437Тел.: 8(495) 624-8028, 628-3480E-mail: [email protected]КОМПЛЕКТОВАНИЕ БИБЛИОТЕКМежрегиональный библиотечный коллектор «ГРАНД-ФАИР» Телефоны: (495) 721-3856, (499) 170-0207E-mail: [email protected]Издательский торговый дом «КноРус» Телефоны: (495) 680-7254, 680-9106, 680-1904E-mail: [email protected]Агентство «Артос-Гал» Телефон: (495) 981-0324E-mail: [email protected]