Информационная культура специалистаСтарший преподавательБелРИ ПКППСОбрядина Т.В.
Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.
Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая информационная революция (70-е годы ХХ в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением компьютера.
Слово информация происходит от латинского informatio – разъяснение, изложение. Информация сегодня – это сведения, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.
Информация это общенаучное понятие, включающее:обмен сведениями между людьми,между человеком и автоматом,обмен сигналами в растительном и животном мире (передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму).
В 1990 г. в мире печаталось 100 тысяч научных журналов, в 2000 г. – один миллион. К 1980 г. объем научной информации удваивался каждые 5-7 лет, к 1985 г. – каждые 1,8 года, к 1990 г. удвоение происходило ежегодно. В 2013 г. объем информации по сравнению с 1990 г. возрастет в 4 раза, в 2040 г. – в 32 раза.
Каждый год полки Государственной библиотеки России увеличиваются на 20 километров
Образование больших информационных потоков обуславливается:быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций и т.п., излагающих результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям деятельности;появлением данных (геофизических, медицинских и др.), записываемых на магнитных лентах и не попадающих в сферу действия системы коммуникации
Лавинообразный рост объемов информации во второй половине ХХ века породил «информационный взрыв»
Следствием информационного взрыва явился информационный кризис – противоречие между быстро возрастающими объемами потоков информации и ограниченными возможностями человека. Так ученые, тратя на информационную деятельность до 50% своего рабочего времени, в состоянии ознакомиться не более чем с 10 – 12% публикаций
Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из него. Беспрецедентное развитие информационной техники и технологии составило основу развития глобального процесса современности – информатизации общества.
Благодаря стремительному развитию средств информатики, телекоммуникационных систем на нашей планете возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности десятков и сотен миллионов людей, создается информационное общество
Характерные черты информационного общества:решение проблемы информационного кризиса;обеспечение приоритета информации по сравнению с другими ресурсам;развитие информационной экономики;информационные технологии приобретают глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;формирование информационного единства всей человеческой цивилизации;реализация гуманистических принципов управления обществом и воздействие на окружающую среду
Информационное общество – общество, уровень которого определяется количеством и качеством накопленной и используемой информацией, ее свободой и доступностью. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.
Индекс информационной грамотности взрослого населения в целом и молодежи до 25 лет в г. Москве, странах ЕС и США
Для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Ведущим становится принцип: «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ»
СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛИ УЧИТЕЛЬ учащийся МЕТОДЫ СОДЕРЖАНИЕУЧИТЕЛЬ МЕТОДЫ УЧАЩИЙСЯ СРЕДСТВА ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для специалиста сегодня важны такие качества, как:умение работать с различными источниками информации в любом представлении и на любых носителях;знания особенностей и этапов документооборота в своей профессиональной области деятельности;владение основными способами передачи информации;знание возможностей различных систем поиска;привычка использования ЭВМ при решении своих профессиональных задач
Информационные потоки:визуальная информация – воспринимается зрением;аудиальная (звуковая) – воспринимается слухом;текстовая – закрепленная на каком-либо носителе, чаще – бумаге (традиционная информация);цифровая – нетрадиционная, закрепленная на нетрадиционном носителе (инновационная)
Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Информационная культура складывается из:Библиотечно-библиографической грамотности;Культуры чтения;Компьютерной грамотности
информационно- - поисковые системы
Справочно-библиографический аппарат система каталогов и картотек библиографические пособия справочные издания
СБА помогает не только найти информацию, но и следить за новой литературой. Государственные библиографические указатели с большой полнотой учитывают отечественные публикации по всем отраслям знаний:книжная летопись; летопись газетных, журнальных статей и т. д.реферативные журналы, сигнальная информация и т. п.
Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% посредством чтения
95% людей читают очень медленно – 180-200 слов в минуту (1 стр. за 1,5-2 минуты). Среднестатистическая скорость чтения:Старшеклассники – 90-100 слов в минуту;Специалисты с высшим образованием – 200-250слов в минутуУровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром – 80%
Причины медленного чтения:регрессивное движение глаз(возвращение назад);слабое внимание;пассивность памяти;вялое мышление;малое поле зрения;отсутствие прогнозирования;лингвистическая некомпетентность(незнание законов композиции текста);стратегическая неопределенность;ненаучная организация умственной работы
Традиционно у читающего человека объем одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков (1,5-2 слова одной строки). У быстро читающего – 200-500 знаков (33-83 слова нескольких строк).Наполеон читал со скоростью 2 тысячи слов в минуту.Бальзак прочитывал роман в 200 страниц за полчаса.М.Горький читал со скоростью 4 тысячи слов в минуту.
Интернет на сегодняшний день – это свыше 600 миллиардов документов, написанных практически на всех языках Мира. И расположены они примерно на 40 миллионах серверов. Считается, что на сегодняшний день 38% ресурсов Интернет предоставляются бесплатно.
Поисковые системы ИНТЕРНЕТ:Alta Vista (http://www.altavista.digital.com)Excite (http://www.excite.com)Google (http://www.google.com)HotBot (http://www.hotbot.com)Lycos (http://www.lycos.com)Open Text (http://search.opentext.com)Rambler (http://www.rambler.ru)Yandex (http://www.yandex.ru)
http:// www.ed.gov.ru http:// www.obrnadzor.gov.ru http:// www.ucheba.ru (uroki.ru, metodiki.ru, posobie.ru) http: //www.ege.ru/demo_ege.htm http:// som.fio.ru http:// teacher.fio.ru http:// festival.1september.ru http:// www.belgorod.edu.ru http:// ipkps.bsu.edu.ru
Формализованные приемы свертывания информации:сложный план;конспект;аннотация;реферат;тезис;библиографическая запись
ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» Заголовок. Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию/ Сведения об ответственности. – Сведения о повторности издания. – Место издания: Издательство или издающая организация, год издания. – Объем издания. – (Серия). - Примечание
Рябцев, Ю.С. История русской культуры: художественная жизнь и быт XI – XVII веков: учебное пособие/ Ю.С.Рябцев. – 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Владос, 2001. – 336 с. Романенко,В.Н. Сетевой информационный поиск: практическое пособие/ В.Н.Романенко, Г.В.Никитина.- СПб: Профессия, 2005.- 228с.
Гендина, Н.И. Информационная культура руководителя // Школьная библиотека. – 2005. - № 5. – С.33 – 38 Лихачев, Д.С. Создание информационного пространства образовательного учреждения // Культура. – 2000. – 17 авг. – С.4
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистовРоль и место тематического рисования в экологическом воспитании учащихся(реферат) Выполнила: Романова Ольга Васильевна, учитель изо и черчения МОУ СОШ № 12 г.БелгородБелгород2006
Существует два вида знаний: либо знание о предмете как таковом, либо знания о том, где найти информацию о предмете Сэмюэль Джонсон, английский писатель, лексикограф 18 века