Информация и ее кодирование Лоретц Анна Васильевна, учитель начальных классов, МОУ «СОШ №17», г. Краснотурьинск, Свердловская область
Цель - сохранить информацию Зачем человек преобразовал информацию?
Сохранение информации - кодирование информации КОД – компактная замена слов, понятий для хранения или передачи информации. Кодирование – это преобразование информации с помощью некоторого кода.
Кодирование информации Когда человек начал кодировать информацию? Зачем?
Кодирование информации в древности
СТАРИННАЯ РУССКАЯ НУМЕРАЦИЯ В старину на Руси довольно широко применялась народная система нумерации. По такой системе сборщики податей должны были вести записи: 10 рублей - □ 1 рубль - ○ 10 копеек - 1 копейка - │ Например, 28 рублей 57 копеек изображались так:
Задание Запишите с помощью старинной русской нумерации: 56 рублей 93 копейки □□□□□○○○○○○│││
ЦИФРЫ В ДРЕВНЕМ РИМЕ В римской системе имеются специальные знаки для : I - 1 VI - 6 II - 2 VII - 7 III - 3 VIII - 8 IV - 4 IX - 9 V - 5 X - 10 L - 50D - 500 C - 100M -1000 Остальные числа записываются при помощи этих символов с применением сложения и вычитания
ЗАПИСЬ ЧИСЛА число 60: число 60: 60 = 50 + 10 60 = LX число 73 73 = 50 + 10 +10 + 3 73 = LXXIII число 99 99 = (100 – 10) + (10 – 1) 99 = XCIX
НАЗОВИТЕ РИМСКОЕ ЧИСЛО В римской системе имеются специальные знаки для : I - 1 VI - 6 II - 2 VII - 7 III - 3 VIII - 8 IV - 4 IX - 9 V - 5 X - 10 L - 50D - 500 C - 100M -1000 VI = XIV = XXXI = LXVII = XCII = 6 14 31 67 92
ЗАПИШИТЕ ЧИСЛА ПО-РИМСКИ 45 = 45 = 64 = 81 = 57 = 72 = 98 =
ПРАВИЛА ЗАПИСИ ЧИСЛА X-10, XX – 20, XXX- 30, XL – 40, L – 50… - в римской системе счисления нет знака для изображения нуля. XXXI – 31, XLI – 41 – каждый знак нельзя использовать больше трех раз. XI – 11 (10+1) – при записи чисел знак меньшего числа может стоять СПРАВА от знака большего числа; в этом случае меньшее число ПРИБАВЛЯЕТСЯ к большему. IX – 9 (10-1) – знак меньшего числа может стоять и СЛЕВА от знака большего числа; в этом случае меньшее число следует ВЫЧЕСТЬ из большего.
Выполни действия В римской системе имеются специальные знаки для : I - 1 VI - 6 II - 2 VII - 7 III - 3 VIII - 8 IV - 4 IX - 9 V - 5 X - 10 L - 50D - 500 C - 100M -1000 III + I = IX - II = IV + II = IV + III = XII – III = III + III =
Сравни числа В римской системе имеются специальные знаки для : I - 1 VI - 6 II - 2 VII - 7 III - 3 VIII - 8 IV - 4 IX - 9 V - 5 X - 10 L - 50D - 500 C - 100M -1000
Физкультминутка Для того, чтобы выполнить упражнение правильно, нужно обработать информацию, которая у нас хранится на картинках. Наклонитесь столько раз – сколько бабочек у нас. Приседайте столько раз – сколько зайчиков у нас. Поморгайте столько раз – сколько звездочек у нас.
Продолжи ряд чисел III, VI, IX, I, II, IV, V, VII, VIII,
Скажи, который час? XII XI I X II IX III VIII IV VII V VI
Скажи, который час? XII XI I X II IX III VIII IV VII V VI
Скажи, который час? XII XI I X II IX III VIII IV VII V VI
Скажи, который час? XII XI I X II IX III VIII IV VII V VI
Работа на компьютере Повторить технику безопасности Работа с прикладной программой «РИМСКАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ»
Итог урока сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я научился… я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!