Выделение элементов и свойств геометрических фигур
Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т. е. собственно геометрического материала.
Уровни формирования «геометрического мышления» дошкольников (А.А.Столяр, А.М.Пышкало): Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно. На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами.
Аналитическое восприятие геометрической фигуры, умение выделить в ней выраженные и явно ощутимые элементы и свойства создают условия для дальнейшего, более углубленного познания структурных ее элементов, раскрытия существенных признаков как внутри самой фигуры, так и между рядом фигур. Так, на основе выделения в объектах самого главного, существенного формируются понятия (С. Л. Рубинштейн)
Геометрические понятия Луч Угол Прямая Отрезок Треугольник Четырехугольник Прямоугольник Квадрат Окружность Круг Куб Призма Пирамида Шар Конус Цилиндр
Примерная программа курса «Математическое развитие дошкольников» (Автор – Белошистая А.В.) Раздел «Геометрические понятия и отношения» Младшая группа (от З до 4 лет): Первичные представления о форме геометрических фигур (круглые, треугольные, четырехугольные); Фигуры и тела (плоские и объемные); Простые задания на распознавание (выбор нужной фигуры из нескольких различных) и сравнение (выбор фигуры из похожих фигур); Выделение признаков цвета и формы фигур. Поиск одинаковых и похожих; Конструирование геометрических фигур из различных материалов. Часть и целое: конструирование геометрических фигур из отдельных частей.
Средняя группа (от 4 до 5 лет) Уточнение представлений о форме геометрических фигур: простые задания на распознавание, на сравнение, на сериацию, на классификацию (по размеру, по форме, по цвету). Выполнение сюжетных рисунков и орнаментов из геометрических форм, их закрашивание с использованием контурной рамки. Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (геометрические мозаики, наборы «Сложи фигуру», палочки). Конструирование предметных и сюжетных композиций из геометрических мозаик и палочек. Круг и овал. Треугольник и четырехугольник. Квадрат. Прямоугольник. Объемные тела (шар, куб, прямая призма типа «кирпич», конус, цилиндр). Элементы проективного обследования этих фигур в практической деятельности.
Старшая группа (от 5 до 6 лет) Уточнение представлений о форме геометрических фигур: задания на распознавание, сравнение, классификацию с разнообразными наборами фигур и объемных тел. Выполнение рисунков и орнаментов из геометрических форм и их штриховка по контурной рамке. Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (геометрическая мозаика, наборы «Сложи фигуру», палочки). Точка. Прямая. Кривая. Ломаная. Их моделирование из шнура, палочек и др. Получение прямой сгибанием листа. Внутренняя и внешняя части фигуры. Граница фигуры. Замкнутые и незамкнутые линии. Треугольник. Четырехугольник. Круг и окружность. Полукруг. Овал. Симметричный орнамент.
в дошкольном возрасте происходит овладение перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур; наиболее эффективным способом освоения дошкольниками геометрического материала является моделирование; познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности.
С дошкольниками необходимо проводить систематическую, последовательную работу, в ходе которой ребенок будет учиться выделять элементы и свойства геометрических фигур