Проектная деятельность на уроках географии Из опыта работы учителя географии МОУ СОШ № 10 п.Радуга БОРОВИКОВОЙ Е.Е. ( Учитель высшей категории.)
Достается недешево счастье трудных дорог!Что ты сделал хорошего,Чем ты людям помог?Этой мерой измеряться все земные труды.Сделать людям хорошеедолжен в жизни и ты!
В переводе с латинского – «брошенный вперед»Проект- это специально организованный учителем и выполняемый учащимися комплекс совместных действий, где они проявляют самостоятельность при принятии решения и ответственность за свой выбор, результат своей деятельности.
Подари ему мир … Проект – это деятельность, в которой находят свое выражение личностные интересы ученика «Проект – мой вклад в общую жизнь, мое предъявление себя миру». Это переход ребенка во взрослую позицию, от слов – к делу. Когда мы предлагаем школьнику найти и осуществить свой проект, мы действительно признаем его независимость, уникальность и предлагаем ему найти конкретную форму осуществления своей индивидуальности и свободы. Это многое меняет в общении взрослого и ребенка.
Цитаты Исследовательская деятельность учащихся различными авторами рассматривается неоднозначно и трактуется как: «Возможный путь вхождения в пространство культуры А.С. Обухов «Свойство человеческой природы» М.Г. Сергеева«Фактор формирования научного мышления» А. В.Леонтович «Условие учебной активности учащихся» И.Ф. Харламов «Способ реализации потребности в познании» В.А. Энгельгарл «Форма построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества» Н.Г. Алексеев, П. Г. Щедровицкий «Образовательная технология» А. В. Леонтович.
Проектирование по О.С.Газману
Как организовать…Учитель имеет право около 15% учебного времени на своих уроках посвятить проектной работе. Для этого не требуется ни особых разрешений, ни записей в учебном плане школы.Если проекты становятся межпредметными и руководят ими разные учителя, то школьная администрация имеет право внести в учебный план школы специальную строку: проектная деятельность.Время на проектную деятельность выделяется за счет часов школьного компонента и оплачивается из местного бюджета. С вопросами и за помощью можно обращаться в институты усовершенствования учителей, где работают группы по освоению методики проектной деятельности,
Новые образовательные задачи Сегодня появились такие образовательные задачи, которые на обычном уроке решить трудно. Например, совместная деятельность детей, работа в команде на общий результат – такое умение востребовано жизнью. В проектной работе ученика гораздо легче отработать ключевые интеллектуальные навыки, начиная с постановки проблемы, поиска, сбора, обработки, презентации информации, планирования работы, оценочных суждений. При работе над проектом эти компетенции развиваются естественно. А в традиционном уроке – искусственно. Проектная деятельность как нельзя лучше подходит и к тому, чтобы учить школьников делать задание к сроку.
Интеграция предметовВ школе можно делать акцент на общие компетенции, планирование, освоение способов познавательной деятельности, организацию работы. Проект не обязательно должен быть исследовательским. Но в ходе любого проекта отрабатываются необходимые исследовательские навыки. Например, работа с информацией. Чтобы при возникновении проблемы ученик мог записать, что он знает, чего ему не хватает, поискать консультантов, посоветоваться с ними и принять решение. Проект может брать на себя функции интеграции предметов.
Типология проектов (Е.С.Полат) 1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (исследовательский проект, творческий, ролевой, информационный, практико- ориентированный). 2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний); межпредметный. 3. Характер контактов ( среди участников одной школы, города, региона). 4. Количество участников проекта ( личностные, парные, групповые). 5. Продолжительность выполнения проекта ( краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные).
СХЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ1.Определение целей проектирования (целеполагание).2.Выявление системы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели ( ориентировка).3. Описание педагогической действительности, подлежащей проектированию ( диагностика исходного состояния).4. Выдвижение гипотез о вариантах достижения цели и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях ( прогнозирование).5. Построение проекта объекта.6. Реализация проекта ( внедрение).7. Оценка результатов осуществления проекта и сравнение их с теоретически ожидавшимися ( оценивание).8. Построение оптимизированного варианта конкретного педагогического объекта.
Исследовательский проектТРЕБУЕТ ХОРОШО ПРОДУМАННОЙ СТРУКТУРЫ,ОБОЗНАЧЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, АКТУАЛЬНОСТИ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ, СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ , СООТВЕТСВУЮЩИХ МЕТОДОВ.Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям.
РОЛЕВЫЕ, ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫСтруктура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения , либо определяются лишь в самом завершении проектной деятельности.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТТребует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим.При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческий проект предполагает соответствующее оформление результатов. Такие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников , она только намечается и далее развивается подчиняясь жанру конечного результата.
Путешествие в Австралию Творческий проект учащихся 7 класса
Путевой лист для командыСудно « » Состав команды:Капитан:Вы находитесь в точке имеющей координаты12 0 ю .ш., 143 0 в.д.. Из точки … ( запишите ееназвание) идти вдоль берега Австралии на юг.Команде: отметить на карте координаты всех точек ( портов), которые встречаются на пути следования судна. Занести в бортовой журнал сведения об особенностях береговой линии, сведения об особенностях вод. Окончание плавания в точке с координатами 27 0 ю .ш., 153 0 в.д.. Зарисовать особенности природы данной местности и написать мини-сочинение « Мои впечатления об Австралии…»
Примеры творческих проектов Придумать и нарисовать или создать на компьютере рекламу, листовку социального содержания: плакат призывающий, жителей поселка Радуга к бережному отношению к окружающей их среде. Подготовить и провести презентацию профессии, связанной с географией. Обязательно рассказать о целях и задачах профессии, исторических этапах ее развития, способах деятельности, востребованных этой профессией, описать систему знаний, требующихся. Для осуществления профессиональной деятельности в настоящее время, указать, где эти знания и навыки можно приобрести
Составить и провести виртуальную экскурсию по городу, региону, стране ( по карте, плану ,с использованием ПК). Можно использовать произведения художественной литературы. Спроектировать символический знак, герб для определенной страны, острова, города, области и др. Составить и оформить краткий путеводитель- справочник по природным ресурсам своей местности с рисунками и фотографиями.
КАК ГОТОВИТЬСЯ ШКОЛЬНИКАМ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА КОНФЕРЕНЦИИ Подготовка к выступлению Прежде всего необходимо сформировать команду из нескольких человек, один или два из которых будут представлять доклад на конференции. Выступление 1. Время доклада ограничено до 10 минут. За это время требуется наглядно и доступно изложить полученные результаты. 2. следует приготовить наглядные материалы: презентации, пленки для кодоскопа, слайды, видеозаписи, демонстрационные эксперименты. Однако во время выступления следует демонстрировать лишь то, что оригинально, необычно, красиво. З. В презентации (на пленках) может быть представлена следующая информация: — название доклада, фамилия и имя докладчика, краткая формулировка задания; — список основной использованной литературы; — основные ...— уравнения, чертежи и т.п., если они необходимы; — схема экспериментальной установки; — экспериментальные результаты, их сравнение с теоретическими. 4. Может быть приготовлен какой -либо раздаточный матери - ал для жюри (во время выступления нет необходимости в ссылках на эти материалы). Один из возможных вариантов плана доклада: 1. Постановка задачи. 2. Обзор литературных данных.
Требования к тематике исследовательских работ: — учет познавательных интересов школьников, — актуальность исследования, — возможность использования нетрадиционного подхода к решению исследовательских задач, — практическое значение результатов исследования.
Подготовка к блоку уроков по исследовательской проблеме: — выделение минимума знаний, умений и навыков; — определение типа уроков в блоке; — составление системы исследовательских задач по решению проблемы; классификация задач и их распределение по типу уроков; — выбор форм и методов ведения уроков; проектирование педагогической помощи в решении исследовательских задач исходя из возможных затруднений; — обеспечение диагностики сформированности УИК учащихся.
Организация системы решения исследовательских задач на уроке: — установка на восприятие содержания учебного материала с учетом мотивационной и интеллектуальной готовности учащихся к его изучению; — оказание педагогической помощи учащимся в планировании исследования; — предложение системы дифференцированной помощи учащимся в ходе исследовательской деятельности; — обучение методам научного познания и технологиям исследования; — помощь учащимся в выработке критериев оценки результатов исследования.
В моем арсенале есть опыт работы над проектами инаучно-исследовательскими работами по темам:Влияние погодных условий Новоалександровского района на здоровье людей (2 место на НПК).История переписного дела на Руси. Динамика численности населения по регионам.(диплом)Архызский Государственный заказник.Перепись населения МОУ СОШ № 10 Истоки твои ученикИстория твоего селаМосква-эволюция города в архитектуре 20 векаЯ шагаю по Москве
Желаю вам творческих успехов в поисках новых открытий!