Государственная политика в области энергосбережения и энергоэффективности, влияние на розничные рынки электроэнергии. Нормативно-правовая база в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Алексей Александрович Ильющенко 900igr.net
Правовая основа государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ. План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Утвержден распоряжением Председателя Правительства РФ 1 декабря 2009 года № 1830-р. Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Председателя Правительства РФ от 13 ноября 2009 года № 1715-р.
Рациональность. Выбирать источники энергии оптимального качества (не выше необходимого). Комфортность. Образ жизни должен соответствовать устойчивому развитию и безопасности. Бережливость. Получать больше энергии с меньшими затратами. Ранжировать многообразные меры. Эффективность. Использование энергии в максимальной степени на полезную работу и ни на что другое. Выше средних мировых показателей: Энергоемкость валового внутреннего продукта в 2,5 раза. Энергоемкость производства промышленных продуктов в 1,2 - 2 раза. Удельный расход энергии на отопление 1 м2 площади жилых зданий в 1,5 раза. Основные принципы энергосбережения:
Цель государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности Максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики и качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Ключевой индикатор повышения энергетической эффективности: снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40% к уровню 2007 года, обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов. Для снижения к 2020 году энергоемкости ВВП Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом необходимо именно за счет реализации мероприятий государственной программы обеспечить снижение энергоемкости ВВП не менее, чем на 7,4% к 2015 году и на 13,5% к 2020 году, экономию первичной энергии в размере не менее 85 млн. тут в год к 2015 году и 170-180 млн. тут. к 2020 году.
Приоритеты государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности Энергетическая безопасность: - полное и надежное обеспечение населения, объектов бюджетно-социальной сферы и предприятий всех форм собственности энергоресурсами по доступным ценам; снижение рисков и недопущение кризисных ситуаций в обеспечении всеми видами энергии; дальнейшее формирование целостной энергетической системы на основе существующего пространства межрегиональных топливно-энергетических услуг и связей. 2. Энергетическая эффективность экономики: снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления; применение энергосберегающих технологий и оборудования во всех секторах социально-экономической жизни; максимально полное и эффективное использование местных топливо – энергетических ресурсов, включая возобновляемые источники энергии.
Приоритеты государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности 3. Экономическая (бюджетная) эффективность энергетики: - развитие и территориальная диверсификация энергетической инфраструктуры; - реконструкция, модернизация и техническое перевооружение действующих мощностей топливно-энергетического комплекса; - оптимизация государственного воздействия на функционирование топливно-энергетического комплекса; - расширение практики взаимодействия государства и частного бизнеса; - стимулирование энергосбережения населением и хозяйствующими субъектами. 4. Экологическая безопасность энергетики: минимизация техногенного воздействия топливо-энергетического комплекса на окружающую среду и здоровье граждан; внедрение инновационных технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления топливо–энергетических ресурсов, приводящих к сокращению вредных выбросов в окружающую среду и техногенного влияния на климат.
Из Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ. Статья 14 «Повышение энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований»: в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности; наличие в региональных, муниципальных программах значений целевых показателей, достигаемых в результате их реализации, перечня мероприятий с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта, сроков проведения указанных мероприятий, информации об источниках финансирования мероприятий с указанием отдельно бюджетных и внебюджетных источников финансирования/
Из Указа Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 года № 579 Внести в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Энергоемкость валового регионального продукта. Доля энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ), расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых на территории субъекта Российской Федерации. Доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории субъекта Российской Федерации. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека). Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. Внести в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Доля энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ), расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых на территории городского округа, муниципального района. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека). Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) муниципальными бюджетными учреждениями (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) одного человека).
Из Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ. Статья 14 «Повышение энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований»: Целевые показатели должны соответствовать перечню, установленному в Федеральном законе: 1. Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде. 2. Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры. 3. Сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры. 4.Повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. 5. Увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии. 6. Увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения. 7.Сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах. 8.Увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Из Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ Статья 14 «Повышение энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований»: Обязательное наличие мероприятий по отдельным отраслям и сферам: Жилищный фонд. Системы коммунальной инфраструктуры. Организации с участием государства или муниципального образования. Выявление и организация управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов. Стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводящих мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов. Увеличение количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии.. Транспортный комплекс, в том числе замещение бензина природным газом.
Перечень целевых показателей приведен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Полномочия федеральных государственных органов указаны в Постановлении Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1221. Перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1222.
Из плана мероприятий по реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ План мероприятий по реализации концепции государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе экономики в 2009 - 2011 годах с учетом мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Минэкономразвития России Минэнерго России Минрегион России ФСТ России Порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, заключаемого с организациями, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой и электрической энергией или их передачу. Минэнерго России Порядок определения объема снижения потребляемых бюджетным учреждением ресурсов в сопоставимых условиях для целей реализации требований Федерального закона. Минэкономразвития России Минфин России Минэнерго России Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (проект постановления Правительства Российской Федерации). Минпромторг России Определение перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита (проект постановления Правительства РФ). Минфин России Минпромторг России Минэнерго России Минэкономразвития России
Из плана мероприятий по реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ Разработка программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в организациях с государственным (муниципальным) участием и организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности. органы исполнительной власти органы местного самоуправления Определение перечня основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности, в отношении которых налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 (проект постановления Правительства Российской Федерации). Минфин России Минпромторг России Минэнерго России Минэкономразвития России Определение категорий товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также разработка правил включения такой информации. Минпромторг России Предложения о применении мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Минэкономразвития России Минпромторг России Минфин России Примерные условия договоров купли-продажи, поставки и передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа), включающих условия энергосервисного договора (контракта). Минэкономразвития России Минэнерго России
Из плана мероприятий по реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ Введение социальной нормы потребления электрической энергии и дифференцированных тарифов с учетом социальной нормы потребления электрической энергии (при регулировании тарифов на 2011 год и далее). ФСТ России Минэкономразвития России Минэнерго России Введение дифференциации тарифов на электрическую энергию по зонам (часам) суток, выходным и рабочим дням (при регулировании тарифов на 2011 год и далее). ФСТ России Минэкономразвития России Минэнерго России Обеспечение завершения оснащения зданий, строений и сооружений, используемых для размещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, находящихся в государственной и муниципальной собственности, приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. органы государственной власти и органы местного самоуправления с участием организаций, осуществляющих подачу соответствующего энергоресурса Предложения по ограничению (запрету) оборота энергетических устройств, характеризующегося неэффективным использованием энергоресурсов. Минпромторг России Минэкономразвития России Минэнерго России Разработка технических регламентов и национальных стандартов в области энергоэффективности и энергосбережения Минпромторг России Минэнерго России Обеспечение включения требований к энергоэффективности объектов в технические регламенты. Минпромторг России Минэнерго России иные федеральные органы исполнительной власти
Из плана мероприятий по реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ Предложения по ограничению (запрету) оборота энергетических устройств, характеризующегося неэффективным использованием энергоресурсов. Минпромторг России Минэкономразвития России Минэнерго России Разработка программ обучения специалистов по проектированию и эксплуатации энергосберегающего осветительного оборудования. Минпромторг России Минэнерго России Минобрнауки России Организация работ по проведению энергетического аудита в соответствии с требованиями Федерального закона (первое энергетическое обследование до 31.12.2012 г.) Последующие обследования не реже, чем один раз в 5 лет. Минэнерго России Минэкономразвития России Разработка мер, обеспечивающих ограничение оборота на территории Российской Федерации ламп накаливания, используемых для целей освещения Минэкономразвития России Минпромторг России Минэнерго России Организация и финансирование работ в 2011 году по оснащению жилых домов в жилищном фонде субъектов Российской Федерации и муниципальном жилищном фонде приборами учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии, в том числе многоквартирных домов коллективными общедомовыми приборами учета воды, тепловой и электрической энергии, индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии (включая проведение разъяснительной работы с гражданами, проживающими в таких жилых домах и квартирах по переходу на расчет по показаниям приборов учета). органы исполнительной власти субъектов РФ органы местного самоуправления
Из Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ В статье 25 устанавливаются требования к организациям с участием государства или муниципального образования в части утверждения и реализации программ: - программы должны включать целевые показатели и их значения, мероприятия, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), в том числе экономический эффект от проведения этих мероприятий, показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами; - при установлении цен (тарифов) на энергетические ресурсы, подлежащие государственному регулированию, потребителям должна быть обеспечена возможность выбора цен (тарифов), которые дифференцированы по времени суток (установленным периодам времени) либо иным критериям.
Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. №340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности» Целевые показатели и показатели энергетической эффективности объектов : 1) расход энергетических ресурсов, используемых при производстве регулируемой организацией товаров, оказании услуг, в том числе при производстве единицы товара (услуги); 2) расход энергетических ресурсов при их передаче (распределении), включая потери энергетических ресурсов; 3) расход энергетических ресурсов в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности регулируемой организации при осуществлении регулируемых видов деятельности. Показатели энергетической эффективности объектов устанавливаются отдельно в отношении каждого осуществляемого регулируемой организацией регулируемого вида деятельности, в отношении всех или части объектов, создание или модернизация которых планируется производственной программой или инвестиционной программой регулируемой организации.
Базовые проекты энергосбережения Российской Федерации: «Считай, экономь и плати» (бережливая модель потребления энергоресурсов, установка приборов учета); «Новый свет» (поэтапная замена ламп накаливания на световые устройства нового типа). «Энергоэффективный квартал» (реализация в нескольких городах тиражируемых программ повышения энергоэффективности). «Малая комплексная энергетика» (внедрение оборудования для локальной энергетики). «Энергоэффективный социальный сектор» (тиражируемые программы повышения энергоэффективности и энергосбережения школ, поликлиник и больниц). «Инновационная энергетика» (расширение использования возобновляемых источников энергии).
Государственная информационная поддержка Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Информационная компания в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Министерство энергетики Российской Федерации Министерство экономического развития Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации Выделение субсидий из федерального бюджета на реализацию наиболее эффективных региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Проведение разъяснительной работы среди руководителей бюджетных учреждений о возможностях заключения энергосервисных контрактов и об особенностях закупки энергосервисных услуг Региональные обучающие центры Федеральный центр методологической поддержки, аналитического и нормативно-правового сопровождения процесса повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации Организации с государственным (муниципальным) участием РОССТАТ РФ Формы федерального статистического наблюдения об объеме использованных в течение года энергетических ресурсов,о затратах на оплату таких энергетических ресурсов, об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности и (при наличии результатов энергетического обследования) данных о потенциале
Постановление Правительства РФ от 1 июня 2010 года № 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для её функционирования» Аналитическая основа ГИС: данные о саморегулируемых организациях в области энергетического обследования, включенных в реестр саморегулируемых организаций; сведения, полученные в ходе обработки, систематизации и анализа данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований; количество и основные результаты обязательных энергетических обследований; данные о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в топливно-энергетическом комплексе; перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, при использовании которых расходуются энергетические ресурсы в объемах, составляющих существенную долю в структуре потребления отдельных групп государственных или муниципальных заказчиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Государственная информационная система Адаптированные системы предоставления новостей. Справочные-нормативные материалы учитывающие специфику. Профессиональные коммуникации (форумы, экспертиза). Специализированные обучающие материалы (видео-уроки, мультфильмы, системы тестирования, вебинары). Специализированные интерактивные инструменты адаптированные под потребителя (калькуляторы, шаблоны документов, пошаговые инструкции)
Международный стандарт ИСО 50001 Постоянное совершенствование менеджмента Энергетическая политика Планирование Внедрение и эксплуатация Проверка и корректирующие действия Контроль и измерения Корректирующие и предупреждающие действия Анализ менеджмента Внутренний аудит
Требования ИСО 50001 к системе энергетического менеджмента организации Создание, документальное оформление, внедрение и поддержка системы энергоменеджмента в соответствии с международным стандартом ИСО 50001. Определение и документальное подтверждение масштабов и границ своей системы энергоменеджмента. Определение и документальное оформление, каким образом система энергоменеджмента будет удовлетворять требованиям этого стандарта в целях обеспечения непрерывного совершенствования энергетической эффективности деятельности. Определение ответственности и полномочий исполнителей вплоть до назначения представителей менеджмента с соответствующей квалификацией и профессиональной подготовкой.
Процедуры, предусмотренные ИСО 50001: Контроль документов по системе энергоменеджмента. Оперативный контроль. Обмен информацией. Разработка проектов. Приобретение энергетических услуг и товаров. Приобретение энергии.
Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетными учреждениями 1. Начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента. 2. Начиная с 1 января 2010 года главные распорядители бюджетных средств соответственно осуществляют планирование ассигнований на обеспечение выполнения функций бюджетными учреждениями без учета дополнительного сокращения расходов, достигнутого в результате уменьшения объема фактически потребленных им ресурсов сверх установленного в соответствии с пунктом 1. 3. Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании ассигнований снижением потребления бюджетным учреждением указанных в пункте 1 ресурсов, используется для обеспечения выполнения его функций, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда). 4. Порядок определения объема снижения потребляемых бюджетным учреждением устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 5. Если расходы на покупку энергетических ресурсов для бюджетного учреждения составляют более чем десять миллионов рублей в год, должно быть назначено из числа работников бюджетного учреждения лицо, ответственное за проведение таких мероприятий.
Из Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ Статья 27. Направления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности : - содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; - пропаганда использования энергосервисных договоров (контрактов); - содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность; - содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности; - поддержка региональных, муниципальных программ, предусматривающих достижение наиболее высоких целевых показателей; - реализация программ стимулирования производства и продажи товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, для обеспечения их в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей, при установлении запрета или ограничения производства и оборота аналогичных по цели использования товаров, результатом использования которых может стать непроизводительный расход энергетических ресурсов; - содействие в осуществлении образовательной деятельности и информационной поддержки мероприятий.
Из Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ Статья 27. Формы государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности : Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Российская Федерация вправе осуществлять софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление государственного регулирования цен (тарифов), вправе устанавливать социальную норму потребления населением энергетических ресурсов, а также пониженные цены (тарифы) при расчетах за объем потребления энергетических ресурсов, соответствующий социальной норме потребления. Использование мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов. Определение перечня основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности, в отношении которых налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, на основании постановления Правительства Российской Федерации. Внесение изменений в порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов.
Направленность нормативно-правовой и законодательной базы: формирование условий для использования более эффективного оборудования и энергетических устройств, а также соблюдения требований повышения энергоэффективности при обороте товаров, работ, услуг; определение нормативов и стандартов при производстве, передаче, распределении и потреблении энергоресурсов; установление ответственности за нарушение норм и требований использования энергетических ресурсов.
Некоторые изменения в Кодекс РФ об административных нарушениях Статья 9.16. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. За несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирном доме , лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых , если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным: административный штраф на должностных лиц в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб.; на юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб. За несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования: административный штраф на должностных лиц в размере от 10 000 руб. до 15 000 руб.; на лиц, без образования юридического лица – от 10 000 до 15 000 руб.; на юридических лиц – от 50 000 руб. до 250 000 руб. За несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: административный штраф на должностных лиц в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб; на юридических лиц – от 50 000 руб. до 100 000 руб.
Правовые аспекты использования ВИЭ Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1225, в котором среди общих целевых показателей в области энергосбережения и энергетической эффективности для региональных и муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности установлены следующие целевые показатели: «изменение объема производства энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов»; «доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования». «Инновационная энергетика» (расширение использования возобновляемых источников энергии) является одним из базовых федеральных проектов модернизации производства.
Из Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года. Основными индикаторами расширения использования возобновляемых источников энергии являются: замещение органического топлива за счет производства энергии на основе использования возобновляемых источников в объеме 105,5 млн. тут в 2010-2020 годах; снижение выбросов парниковых газов за счет реализации технических мероприятий по ВИЭ за период 2010-2020 годов в объеме 185,7 млн. тонн СО2; обеспечение производства электроэнергии за счет использования возобновляемых источников энергии к 2020 году на уровне на уровне 4,5% (от общего объема производства электроэнергии в 2020 году).
Использование фотоэлектрической установки и солнечного коллектора в системе энергоснабжения административного здания (Ставропольский край).
Механизмы поддержки развития малой энергетики Государство Обязательность покупки электроэнергии сетевыми компаниями Тарифная поддержка Исключение или снижение налогов Компенсация из бюджета доли капвложений Беларусь Да Да, на 15% снижение тарифа на потребление 15% от суммы Великобритания Да Да Германия Да Да Да Да Дания Да Да Да Да Финляндия Да Да Россия Да Да Да, 30% в виде налогового кредита Да, частичная оплата банковской ставки США Да Да Да Да
Первая теплонасосная станция, использующая шахтную воду, была построена в городе Новошахтинске Ростовской области в 2008 году. Станция забирает шахтную воду с температурой 18 °С из скважины с глубины 390 м объемом 100 м3/час и сбрасывает отработанную воду, охлажденную до 12 °С, через другую скважину на глубину 100 м. Эта станция обеспечивает теплоснабжение и ГВС зданий социального назначения общей площадью 26,5 тыс. м2
Государственно-частное партнерство представляет собой взаимовыгодное средне- и долгосрочное сотрудничество между государством и бизнесом, реализуемое в различных формах (начиная от контрактов на выполнение работ, акционирования и заканчивая консультациями государства и бизнес-сообщества) и ставящее своей целью решение политических и общественно значимых задач на национальном, региональном и местном уровнях Закон «Об основах государственно-частного партнерства в Томской области»: «…взаимоотношения между Томской областью либо Томской областью и муниципальным образованием (муниципальными образованиями) Томской области, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, складывающихся по поводу развития инновационного потенциала региона, также планирования, разработки, финансирования, технического перевооружения, строительства, реконструкции и эксплуатации инфраструктурных объектов и объектов социальной сферы, находящихся в областной или муниципальной собственности, либо подлежащих созданию для решения вопросов регионального и местного значения». Закон города Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»: «…взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных».
Благодарю за внимание!