Скибицкая Светлана Викторовна,учитель физики, первая квалификационная категориям униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Федоровская средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением отдельных предметов» Сургутского района
Урок физики в 8 классе.Раздел программы: «Изменение агрегатных состояний вещества».Тема урока:«Испарение и конденсация».
Цели урока: Обучающие: - ввести понятия испарения и конденсации; - исследовать закономерности данных процессов. Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание; культуру устной и письменной речи; умение слушать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Воспитывающие: - прививать интерес к предмету; - формировать умение работать в коллективе, чувство ответственности, взаимопомощи.
Тип урока: изучение нового материала.Форма обучения: фронтальная, групповая.Методы и приемы обучения: поисковый, наглядный, практический и метод проблемного обучения.Оборудование: учебник, энциклопедия, лист - информатор, приборы и материалы для опыта, компьютер, проектор, презентация.
Литература:
Структура урока: Организационный этап (1 мин).Фронтальный опрос (5 мин).Введение в тему урока (4 мин).Инструктаж по работе в группах (1 мин).Работа в группах (10 мин).Выводы рабочих групп (8 мин).Закрепление (8 мин)Инструктаж домашнего задания (1 мин).Подведение итогов урока, рефлексия (2 мин).
Ход урока:I. Организационный момент. Великий философ Конфуций сказал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь».Исходя из этого высказывания наш урок будет особенным. При изучении новой темы вы будите работать в группах.Группы образованны заранее по интересам и симпатиям.
II. Фронтальный опрос (повторение пройденного материала).Прежде чем приступить к изучению нового материала, необходимо повторить ранее пройденные темы, путём ответов на следующие вопросы. За каждый правильный ответ будет выдаваться «облачко». В конце урока «облачка» превратятся в дополнительные оценки.1. Определите тепловой процесс по формуле:Q = cmQ = qmQ = λm
2. Назовите и дайте определение постоянной величины:удельная теплоёмкость, физическая величина показывающая, какое количество теплоты необходимо для изменения температуры тела массой 1 кг на 1ºС.удельная теплота сгорания топлива, физическая величинапоказывающая, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг.удельная теплота плавления, физическая величина показывающая, насколько изменяется внутренняя энергия вещества массой 1кг, взятого при температуре плавления, при его плавлении или кристаллизации.3. Переход энергии при:
III. Введение в тему урока.Вам не раз приходилось наблюдать, как после дождя высыхают лужи, сохнет выстиранное бельё, кипит вода в кастрюле. Во всех этих случаях вода превращается из жидкого состояния в газообразное (в пар).Явление превращения вещества из жидкого состояния в газообразное с поверхности жидкости называется испарением. (запись в тетради)По вечерам, после жаркого летнего дня выпадает роса. Это водяной пар, содержащийся в воздухе, при охлаждении превращается в жидкость.Явление превращения вещества из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией. (запись в тетради)Парообразование может происходить через испарение и кипение.
IV. Инструктаж по работе в группах.Ребята, у вас на рабочем месте лежит лист – информатор где написано название вашей группы, задание – опыт и индивидуальные вопросы соответственно названию каждой группы. Выполнение практической части задания поможет ответить на поставленные вопросы. Вы можете при подготовке к устному ответу использовать дополнительные информационные ресурсы: учебную литературу и интернет ресурсы.
Учёные - теоретикиОпыт:Налейте воду в два стакана;Измерьте температуру воды;Один стакан оберните мокрой тканью и через некоторое время измерьте температуру снова.Вопросы:Одинаковы ли показания термометров? Ответ поясните.Что происходит с температурой жидкости при её испарении?
Учёные - практикиОпыт:Возьмите два стекла;Капните по капле воды на каждое;Одно из стёкол подержите над пламенем спиртовки.Вопросы:На каком из стёкол вода испарится быстрее? Почему?Как скорость испарения зависит от температуры?Почему лужи в солнечный день высыхают быстрее, чем в пасмурный?
Учёные - исследователиОпыт:Возьмите три стекла и три жидкости: спирт, вода, масло;Нанесите на стекло кусочком марли разные жидкости.Вопросы:Что вы наблюдаете? Зависит ли испарение жидкости от рода вещества?
Учёные - биологиОпыт:Возьмите два стекла;Капните на стекло по капле воды;На одном стекле каплю размажьте.Вопросы:На каком стекле жидкость испарится быстрее? Как скорость испарения жидкости зависит от площади её поверхности?Как используют эту зависимость растения? Как они приспосабливаются к жизни в засушливых районах Земли?
Учёные - географыОпыт:Возьмите два стекла;Капните на стекло по капле воды;Бумажным веером создайте около одного стекла воздушный поток.Вопросы:На каком из стёкол вода испарится быстрее? Почему?Где в природе встречается это явление? Что такое облака, дождь, снег, град?
V. Выступление групп.Представители групп защищают свои работы. Знакомят одноклассников с выводами. По итогам работ делается конспект в тетради.
VI. Закрепление.Учитель: А теперь ребята, проверим, на сколько хорошо вы усвоили новую тему. Для этого необходимо отгадать следующие загадки.Загадка 1.Я и тучка, и туман,И ручей, и океан.И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу.Загадка 2.На дворе переполох:С неба сыплется горох!Съела 6 горошков Нина,У неё теперь ангина.
Загадка 3.Без пути и без дорогиХодит самый длинноногий.В тучах прячется, во мгле,Только ноги на земле.Загадка 4.Утром бусы засверкали,Всю траву собой заткали.А пошли искать их днёмИщем, ищем – не найдём.Загадка 5.В белом бархате деревня –И забор, и деревья.А как ветер нападёт,Этот бархат опадёт.Загадка 6.Уж не солнце ль виновато,Что весит на небе вата?
Учитель: А теперь ребята, объясните явления описываемые в литературных произведениях.№1. М. Лермонтов «Два брата».Дымятся низкие долины,Где кучи хижин небольших.№ 2. Данте Алигьери «Божественная комедия».И как с конца палимое бревноОт тока ветра и его накалаВ другом конце трещит …№ 3. Алтайские героические сказания «Маадай - Кара».Обломок чёрный в тот же мигВ морской залив бездонный пал.Взметнулся ядовитый вал,Вскипела жёлтая водаИ выкипела без следа.
XIII. Инструктаж домашнего задания.Домашнее задание дифференцированное.Учитель: Дорогие ребята, запишите домашнее задание, которое, как обычно, дифференцированное.Уровень А: § 33, 34. Задание № 32 (2, 3, 4)Уровень В٭: § 33, 34. Задание № 32 (2, 3, 4). Вопрос: в чём заключается опыт Холмса?«Торговец мошенник мне доказывал, что ходил с этой тростью 15 лет. Мне пришлось доказать ему, что она сделана совсем недавно. Я отпилил от трости кусок и проделал опыт, с помощью которого убедился, что она сделана из только что срубленного дерева»
IX. Подведение итогов, рефлексия.Учитель: на сегодняшнем уроке оценки получают рабочие группы за выполненные задания: без замечаний – оценку «5», с недочётами – оценку «4», с ошибками – оценку «3». А теперь подсчитайте, количество заработанных «облачков». Ученики, у которых «облачков» три и более, получают дополнительную оценку «5».
Спасибо за урок.Автор: Скибицкая С. В.