Интегрированные уроки естественнонаучного цикла
… в противоречащих друг другу явлениях мы имеем дело с различными, но одинаково существенными аспектами единого, четко определенного комплекса сведений об объектах. Н. Бор.
Объект и предмет исследования ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – процесс изучения предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной средней школе. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – содержание, способы и технологии интегрирования физики и предметов естественнонаучного цикла.
Цель исследования: Анализ, разработка и теоретическое обоснование возможностей интегрирования знаний учащихся по физике и предметам естественнонаучного цикла.
Задачи исследования Изучить педагогическую литературу по теме исследования. Определить понятие «Интеграция знаний». Изучить формы и типы интегрированного обучения, применяемые в школе. Выяснить отношение педагогического коллектива школы №68 к проблеме интеграции физики и предметов естественнонаучного цикла. Разработать и апробировать систему интегрированных уроков естественнонаучного цикла в 7 – 11 классах. Изучить вопрос использования ИКТ на интегрированных уроках.
Гипотеза исследования: Интеграция предметов естественнонаучного цикла будет способствовать достижению высокого уровня образованности, развитию интереса к предметам естественнонаучного цикла, формированию единой картины мира, повышению профессионального уровня учителей.
Что такое интеграция? Интеграция – процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности.
Интегрированный урок - урок, в ходе которого реализуется взаимосвязь (от минимальной до максимальной) смежных учебных дисциплин, в результате чего образуется неразрывное целое, обусловленное разумным взаимодополнением знаний по разным предметам.
Типы интегрированных уроков Урок формирования новых знаний. Урок обучения умениям и навыкам. Урок применения знаний на практике. Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений. Урок контроля и проверки знаний и умений. Комбинированный урок.
Цели интегрированных уроков Углубление содержания уроков и повышение их значения. Активизация познавательной деятельности учащихся. Формирование у учащихся целостной картины мира. Предотвращение опасности изоляции знаний и умений учащихся, полученных при изучении одного предмета.
Значение интегрированных уроков естественнонаучного цикла Понимание учащимися взаимосвязи неорганического и органического мира, действия в них всеобщих законов. Получение целостного представления о структуре и организации материи, качественных изменениях при переходе от физических или химических явлений – к биологическим.
Учебники, по которым мы работаем: Физика: 1. Перышкин А.В. (7 – 9 кл.) 2. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. 3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. (10–11 кл.) Химия: 1. Габриелян О.С. (8 – 11 кл.) Биология: 1. Константинов В.М., Бабенко В.Г. (7 кл.) 2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. (8 кл.) 3. Пономарева И.Н., Чернова Н.М. (9 кл.) 4. Беляев Д.К., Бородин П.М. и др. (10 – 11 кл.) География: 1. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. (7 кл.) 2. Дронов В.П. и др. (8 - 9 кл. ) 3. Максаковский В.П. (10 кл.)
Интегрированные уроки в 7 классе Класс Тема Предмет Сроки 7 Давление в жидкости и газе. / Мировой океан. Физика / география 2 четверть 7 Атмосферное давление. / Атмосфера и климат Земли. Физика / география 2 четверть 7 Природные зоны Евразии. Биология / география 4 четверть
Интегрированные уроки в 8 классе Класс Тема Предмет Сроки 8 Обмен веществ и процессы его обеспечивающие. Химия / биология февраль -март 8 Глаз, зрение, очки. / Анализаторы. Физика / биология 4 четверть 8 Оксиды, их важнейшие представители, роль в природе и жизни человека. Химия / география 4 четверть 8 Воздух. Влажность воздуха. Физика / химия / география ноябрь 8 Гидростатика и аэростатика. / Кровь и кровообращение. Физика / биология 3 четверть 8 Вода – основа жизни на Земле. Химия / биология февраль -март
Интегрированные уроки в 9 классе Класс Тема Предмет Сроки 9 Металлургический комплекс. Черная металлургия. География / химия сентябрь -октябрь 9 Атомная энергетика. / Антропогенез. Основы экологии. Физика / биология апрель -май 9 Общие свойства металлов. Химия / биология октябрь 9 Экологические проблемы Пензенской области. Биология / география 4 четверть 9 Кислород. Химия / биология декабрь 9 Биологическое действие радиации Физика/биология апрель - май
Интегрированные уроки в 10 классе Класс Тема Предмет Сроки 10 Токсическое воздействие этанола на организм человека. Химия / биология 2 четверть 10 Строение кристаллов. Физика / химия 2 четверть 10 Электролиз – физико - химический процесс. Физика / химия 4 четверть 10 Углерод в полезных ископаемых. Химия / география 2 четверть
Интегрированные уроки в 11 классе Класс Тема Предмет Сроки 11 Экологические проблемы мира. Биология / география 4 четверть 11 Применение ядерной энергии. Экология. Физика / биология 4 четверть 11 Шкала электромагнитных излучений. Экология. Физика / биология 3 четверть
Орган зрения человека Интегрированный урок в 8 классе (физика/биология)
Цель урока: формирование представления об органе зрения, как о сложной оптически – биологической системе.
Использование ИКТ Электронные библиотеки (Физика 1С: Образование, библиотека электронных наглядных пособий 7-11 класс«Кирилл и Мефодий») Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (уроки физики) Электронные справочники (Открытая Физика) Учебные Электронные издания (Физикон) Федеральные образовательные порталы -http://fcior.edu.ru -http://school-collection.edu.ru
Главные выводы: Созданная нашим коллективом система интегрированных уроков естественнонаучного цикла может быть использована для успешного обучения учащихся. Участие учителей в этом проекте способствовует повышению их профессионального уровня. В нашей школе создана творческая группа «Интегрированные уроки», в которую вошли учителя других профилей.