Научно - техническая революция Урок географии в 10 классе. Учитель Кузнецова Е. Ф. МБОУ Опалиховская гимназия Кузнецова Е. Ф. 5klass.net Кузнецова Е. Ф.
Образовательные задачи урока Усвоение сути НТР и её роли в развитии общества Выявить характерные черты НТР и её составные части. Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Цель урока: усвоение сути НТР и её роли в развитии общества Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Сформулируйте определение понятия «НТР» Понятие + Что это? = Существенные признаки Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Научно - техническая революция Коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную силу общества. Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Значение НТР: Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Черты НТР Универсальность Ускорение Рост требований к квалификации работников Военно - технический характер Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Универсальность и всеохватность Преобразует все отрасли и сферы деятельности человека: Характер труда; Быт человека; Культуру; Психологию людей. Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Время внедрения открытий Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Интеллектуализация Возросли требования к уровню квалификации Трудовых ресурсов Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Структура НТР НТР Наука: а) комплекс знаний б) сфера деятельности Техника и технология Производство Управление Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Наука Рост наукоёмкости Система знаний Вид труда Человеческой деятельности Функции науки Познавательно- теоретическая Культурно- просветительская Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Наука 90% научных работников, когда – либо живших на Земле, - наши современники Научных работников в мире 5 – 6 млн. человек Затраты на науку в развитых странах составляют 2 – 3% ВВП, а в развивающихся 0,5%. Возникновение технополисов. Рост наукоемкости производства, появление новейших отраслей. Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Расходы на науку Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКР ПО РЕГИОНАМ МИРА Кузнецова Е. Ф. РЕГИОНЫ В % ОТ ВВП ДОЛЯ В МИРЕ, % МИР 1,4 100 РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ 2,2 87 РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ 0,5 13 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА 2,5 38 ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА 1,8 28 ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ 0,8 27 СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 0,8 3,3 ЮЖНАЯ АМЕРИКА 0,3 2 АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ 1,3 1,2 АФРИКА 0,3 0,5 Кузнецова Е. Ф.
РАСХОДЫ НА НАУКУ В % ОТ ВВП (2000 -2001г) Кузнецова Е. Ф. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 2,5% США, ШВЕЦИЯ, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЯПОНИЯ ВЫШЕ СРЕДНЕГО 2-2,5% ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, НИДЕРЛАНДЫ, ФИНЛЯНДИЯ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 1-2% КАНАДА, АВСТРАЛИЯ, ИТАЛИЯ. АВСТРИЯ. НОРВЕГИЯ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 0,5-1% КИТАЙ, ИНДИЯ, ЮАР. БРАЗИЛИЯ, ЧИЛИ ОЧЕНЬ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ < 0.5% РОССИЯ, ТУРЦИЯ, МЕКСИКА, АРГЕНТИНА, КОНГО Кузнецова Е. Ф.
СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПАТЕНТОВ, ТЫС. 2001г. Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Кузнецова Е. Ф. СТРАНЫ СПОСОБНОСТЬ СТРАН К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ США 1 254 ФИНЛЯНДИЯ 2 95 ФРГ 3 74 ШВЕЙЦАРИЯ 4 47 ЯПОНИЯ 5 29 ИЗРАИЛЬ 6 28 ШВЕЦИЯ 7 16 ФРАНЦИЯ 8 14 ДАНИЯ 9 14 НИДЕРЛАНДЫ 10 13 Кузнецова Е. Ф.
Технопарки м технополисы В эпоху НТР возникло новое направление в секторе услуг — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), включающие в себя научные исследования и опытное производство. Центры НИОКР часто совмещаются с вузами и предприятиями, выпускающими массовую продукцию. Образуются мощные научно-производственные комплексы, разрабатывающие современную технику, передовые технологии и выпускающие наукоёмкую продукцию. Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Технополисы Первые имеют в своём составе вузы и научно-исследовательские институты, разрабатывающие определённую научно-практическую задачу. Например, Новосибирский академгородок занимался в основном исследованиями в области разработки природных ресурсов Сибири. Количество технопарков ещё в нач. 90-х гг. превысило 250. Их главная задача — освоение выпуска опытной продукции малыми сериями. Большое развитие они получили в Западной Европе (например, в известном британском университетском центре Кембридже, во французском городе Гренобле). Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Родина технополисов — Япония, где была воплощена в жизнь идея создания на одной площадке экологически чистого города и новейших производств на базе крупных финансовых ресурсов. Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ – ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА - Внедрение открытий Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Эволюционный путь Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Революционный путь Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Техника и технология Эволюцион-ный путь: дальнейшее совершенствование уже известной техники и технологии Революцион-ный путь: переход к принципиально новой технике и технологии Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Новые технологии В машиностроении: электрохимический, плазменный, ультразвуковой и др. способы обработки металлов В металлургии: внедоменный процесс плавки стали, непрерывная разливка стали В связи: стекловолоконная связь, телефаксы, электронная связь, сотовая связь Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Какие функции выполняют техника и технология? Трудосберегающая Ресурсосберегающая Природоохранная Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Приведите примеры эволюционных и революционных изменений. Заполните таблицу. Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Производство: 6 направлений Электронизация Комплексная автоматизация Перестройка энергетического хозяйства Производство новых материалов Ускоренное развитие биотехнологии Космизация Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
1. ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
3. ПРЕРЕСТРОЙКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Структура топливно – энергетического баланса 1 – уголь 2 – нефть 3 – природный газ 4 – гидроэнергия 5 – дрова 5 – атомная энергия 6 – новые источники Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Световоды –для оптико-волоконной связи Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Приведите примеры конструкционных материалов Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
5. УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
6. КОСМИЗАЦИЯ Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Управление Информатизация Геоинформатика Геоинформационные системы Кибернетика Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Домашнее задание Тема 4, п. 1 Привести примеры проявлений НТР (последние научные открытия, изобретения) Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.
Список использованных источников: http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/ Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2010 http://www.bibliotekar.ru/istoriya/251.htm http://www.auportal.ru/geografia/geografia9.php Диск «Образовательная коллекция 1С. География. 10 класс». Данный материал ранее не публиковался. Кузнецова Е. Ф. Кузнецова Е. Ф.