Философия экзистенциализма
Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – направление философии, главным предметом изучения которого стали противоречия сущности человека и его существования. Бытие человека глубоко индивидуально, лично. Но мы живем в обществе, а оно всегда стремится подавить индивидуальность.
С точки зрения экзистенциализма, в этом мире мы все делаем далеко не то, что соответствует нашей сущности. То есть между нашим глубинным «Я» и жизнью есть фундаментальные противоречия. Представители: в России – Л.Шестов, Н. Бердяев; в Германии – М. Хайдеггер, К.Ясперс, во Франции – Сартр, Камю, Марсель.
Предпосылки возникновения: Эпоха крупных исторических потрясений (Первой и Второй мировой войн), во многом бессмысленная гибель миллионов людей; Наука и техника стали использоваться во вред человеку; Возрастание жестокости, распространение тоталитарных режимов - остро поставили вопрос о смысле человеческого бытия и отношениях между личностью и обществом.
Оптимистичная надежда на разум, неуклонный прогресс истории потерпели крах. Поэтому все экзистенциалисты говорят об ограниченности рационального (в том числе научного) мышления и главным средством познания мира считают эмоциональную интуицию, чувства и переживания людей.
Основные проблемы экзистенциализма: Уникальность человеческой жизни, чувств, переживаний, надежд, жизни человека в целом; Проблема отчуждения и связанные с ней проблемы свободы, насилия, ответственности: Общество, государство пренебрегает человеком, подавляет его «Я». Человек выполняет роль винтика, марионетки, которого потом выкидывают «на свалку»;
Проблема «одиночества», «заброшенности» человека (человек одинок в мире, чувствует себя ненужным, потерянным); Проблема смысла и бессмысленности жизни; Проблема внутреннего выбора и ответственности и др.
Сёрен Кьеркегор (1813-1855)
Кьеркегор, продолжение: Подлинное существование – это выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор и ответственность за него, нахождение себя – экзистенция. «Человек существует настолько, насколько он себя осуществляет».
Большую часть времени мы отчуждены от своей собственной сущности, «спим», занимаясь повседневными делами. Но иногда человеческая сущность прорывается, прежде всего в критической, «пограничной ситуации» - перед лицом смерти, болезни, катастрофы. Тогда мы лицом к лицу сталкиваемся с собственным «Я», какими мы являемся на самом деле.
Отсюда вывод экзистенциализма: социальные конфликты, войны, революции – неизбежны, т.к. человеку так или иначе необходимо проникать в суть себя.
Карл Ясперс (1883-1969)
Жан Поль Сартр (1905-1980)
Альбер Камю (1913-1960)
Мартин Хайдеггер (1889-1976)