Военная экономика России:смена парадигмы?
Проблемные области Военное планированиеВоенно-техническая политикаВоенный бюджетВоенно-экономическая теория
Риски военного планирования Разрыв между реальной опасностью и нашим представлением о нейНепредсказуемость будущегоЛовушка самореализующегося прогнозаТрадиция упрощенного понимания военной доктрины
Концепция изменилась? 2006 г.: «У нас с вами должны быть Вооруженные Силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется, и в нескольких локальных конфликтах».2007 г.: «России не надо корчить из себя великую державу и лезть на рожон».
Риски военно-технической политики Военно-промышленный комплексРазрыв с военным планированиемВетхозаветная секретностьНеадекватный контроль
2008 год «Конечно, нельзя забывать, что все-таки главная цель в области гособоронзаказа – создание таких условий, чтобы технологическая база оборонно-промышленных предприятий развивалась».Директор Рособоронзаказа С. МаевИсточник: Военно-промышленный курьер. 2008. 24-30 сентября (№ 38).
2009 год «…гособоронзаказ - это не собес, который должен поддерживать оборонные предприятия».Начальник вооружения-Зам. министра обороныВ. ПоповкинИсточник: Военно-промышленный курьер. 2009. 30 сентября-6 октября (№ 38).
Военный бюджет 2002 г.: «В бюджете следующего года впервые раскрыта большая часть расходов на национальную оборону. Я думаю, что вы согласитесь со мной в том, что сделано это прежде всего для самой армии…».2004 г.: «Прозрачная военная экономика – это необходимое условие реформы».
Бюджетная контрреформа С 2005 г. секретные расходы появляются в «мирных» разделах федерального бюджетаС 2006 г. перестают публиковаться расходы силовых ведомств на закупки ВВТ и НИОКРС 2008 г. перестают публиковаться полные ассигнования по разделам федерального бюджетаОдновременно из-за изменения классификации расходов бюджет превращается в систему из «корзин» и «матрешек», скрывающих целевое назначение ассигнованийС мая 2009 г. из ежемесячных отчетов Федерального казначейства исчезают полные ассигнования федерального бюджета
Фундаментальные недостатки бюджетного планирования «Расчеты, выполненные… по ключевым статьям военного бюджета на 2009-2011 годы, показывают, что численность ВС РФ может находиться в пределах 800-850 тыс. военнослужащих. Назовем ее возможной численностью, обоснованной с позиций ресурсно-экономических ограничений».П. Лапунов, И. Шаповалов. Источник: Военная мысль. 2009. № 2. С.8.«…представляется спорным подход к строительству Вооруженных Сил: сначала определения их численности, структуры и объема выделяемых средств, а затем на этой основе решения проблемы их оснащения ВВСТ».М. Ваккаус. Источник: Военная мысль. 2009. № 2. С.69.
С чего начать? Навести порядок в отчетах Федерального казначейства и убрать из Бюджетного кодекса упоминание о нефинансируемом 2 года подразделе «Модернизация Вооруженных Сил» Переработать классификацию расходов в Бюджетном кодексе в интересах повышения их прозрачностиСократить на порядок долю секретных ассигнований в федеральном бюджете, максимально рассекретить гособоронзаказ и программу вооруженияРазвернуть исследования асимметрии информации в военной экономике (механизмы сговора в военно-промышленном комплексе, рост цен на вооружение, связь коррупции с секретностью)Организовать в Минобороны службу военной статистики
Вопросы? Василий Борисович Зацепинстарший научный сотрудниклаборатории военной экономикиТел.: +7-(495)-629-0971E-mail: [email protected]Газетный пер., 5125993 Москва