Управление персоналом Владимир 2008
Типологии личностей Нервный. Подобного человека следует держать в рамках, указывать, как и что делать и не бояться идти с ним на столкновение, так как он легко соглашается на примирение. Плохо переносит монотонный труд. Сентиментальный. С таким человеком следует "вести себя с большой осторожностью. Грубое обращение — лучший способ заставить его замкнуться в себе. В разговоре с ним нужно быть справедливым. Необходимо постоянно взывать к его чувствам и показывать, что с ним считаются. Он достаточно трудолюбив, но решения принимает с трудом. Бурный. Подобный человек отличается большой силой, отвагой, предприимчивостью. Его не пугают препятствия: благодаря своей изобретательности он умеет их обходить. Такой человек охотно участвует в общем деле и выполняет все, что требуется. Он способен взяться за работу «засучив рукава», но необходимо постоянно поддерживать его интерес, к ней. Именно человеку, обладающему подобным характером, следует поручать такую, хотя и непоказную, работу, которая должна быть выполнена без промедления. Нужно пользоваться его чрезвычайной жизнеспособностью, не забывая, однако, о том, что он легко отвлекается.
Типологии личностей Страстный. Это человек одной идеи, который отдается своей работе со всей страстью. Такие люди любят порядок; их реакции решительные, но не взрывные; их ум быстр и надежен. Удачу они переживают тихо и скромно. Не любят менять своих убеждений. Именно поэтому при назначении на руководящую должность человека с таким характером следует предварительно — во избежание конфликта — удостовериться, что его точка зрения не расходится с позицией начальства. Не следует также поручать одно и то же дело двум людям такого типа, так как они вряд ли смогут прийти к соглашению. Сангвиник. Подобный человек весьма практичен. Он легко и быстро адаптируется; покладист и оптимистичен. Это делец. Он спокоен и смел. Его ум широк, он склонен к обобщениям, но любит точность, основательность и объективность. Его рассудок ясен и открыт для любых проблем. К порученному делу относится с большой ответственностью.
Личностно-профессиональные индикаторы типов MBTI (Myers-Briggs Type Indicator) Типоведение различает четыре пары альтернатив. По своему психологическому типу сотрудник является: экстравертом (Е) или интровертом (I); сенсорным (S) или интуитивным (N); мыслительным (Т) или чувствующим (F); решающим (J) или воспринимающим (Р).
«Управление знаниями» (КМ - Knowledge management) Фундаментальный, основательный процесс накопления знаний в корпорации, поощряемый руководством компании как в виде самостоятельного повышения уровня знаний и квалификации, так и за счет форм корпоративного обучения при свободном распространении этой информации (знаний) в компании
Принципы подготовки и переподготовки специалистов
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Система мотивации представляет собой систему мотивации труда, включающую несколько уровней в зависимости от того, какие потребности – материальные, социальные или духовные – преобладают на данной стадии жизненного и трудового цикла работника.
Основные модели мотивации МОДЕЛЬ МОТИВАЦИИ это набор принципов и факторов, создающих предпосылки для побуждения работников предприятия к высокопроизводительной трудовой деятельности отдельного работника и предприятия в целом
Мотивационная модель иерархии потребностей А.Маслоу
Мотивационная модель естественных потребностей Ф. Герцберга
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МОТИВАЦИИ
Основные ценности и социальные ориентиры рыночного хозяйства
Управление мотивацией
Социальные группы как основа организационного поведения
Стадии развития группы
Компоненты структуры группы
Моральные вариации служебных отношений
Групповая сплоченность
Организационный конфликт Столкновение, возникающее, когда поведение, связанное с целью одного сотрудника или группы, блокирует поведение, направленное на достижение какой-то цели другого сотрудника или группы.
Феномен морального конфликта Моральный конфликт есть ситуация, в которой определенное нравственное противоречие достигло высшей точки своего развития и в которой субъект деятельности поставлен перед необходимостью сделать выбор одной из двух взаимоисключающих форм поведения или, в общем смысле, одной из двух моральных ценностей.
Управление конфликтом
Лидерство и власть ЛИДЕРСТВО –способность вести за собой людей для достижения конкретных целей.
Инструменты властного воздействия Власть, основанная на страхе Власть, основанная на убеждении Власть, основанная на вознаграждении Власть, основанная на владении важной информацией
Основные источники власти
Управление властью и политическими приемами
Составляющие духовного мира личности
Характеристики, определяющие специфику морали сотрудника
Соотношения морали и права ПРАВО МОРАЛЬ
Типы характера, ведущие к непродуктивной ориентации РЕЦЕПТИВНАЯ (ВОСПРИНИМАЮЩАЯ) ОРИЕНТАЦИЯ, свойственная человеку, который полагает, что что источник всех благ находится во внешнем мире и единственный путь обрести желаемое – получит его извне. ЭКСПЛУАТАТОРСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ при которой люди не ожидают помощи от других как дара, а отбирают силой или обманом. РЫНОЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ отражает функцию рынка в современном мире. Идеология людей с такой ориентацией характера всё продается и всё покупается, в том числе и сам человек.
КОРРУПЦИЯ
Контуры коррупционной защиты
К А Р Ь Е Р И З М - стремление к достижению личных успехов в какой-либо сфере деятельности , вызванное корыстными соображениями и целями, неуёмной погоней за получением желаемых чинов, должностей, званий.
Базисные основы карьериста Расширенный доступ к социальным ресурсам, их производству и распределению. Обретение и использование эффективных связей. Влияние на поведение людей. Формирование карьерного наследства.
Контрольные вопросы по курсу «УПРАВЛЕНИЕ ПРЕСОНАЛОМ» Концепции и базовые подходы в кадровом менеджменте. Принципы управления персоналом. Что является объектом управления персоналом? Основные парадигмы кадрового менеджмента. В чем их сущность? Какие факторы определяют место функции управления персоналом в общей системе управления? В чем суть проблем управления вызываемых характеристиками личности? Для какой концепции управления персоналом характерен авторитарный стиль управления, ориентированный только на цели предприятия? Методология построения организационных систем управления персоналом. Цели системы управления персоналом. Схема планирования потребности в персонале для организации. Внутренние и внешние источники привлечения персонала. Их преимущества и недостатки. Внешние и внутренние факторы маркетинга персонала. Дайте определение кадровой политики организации. Перечислите основные компоненты кадровой политики. В чём целесообразность анализа и планирования работы с персоналом? Составляющие социально-трудовой сферы как основа эффективной деятельности персонала и управления им. Перечислите основные подходы к формированию персонала. Перечислите основные задачи кадрового планирования и методы их реализации. В чём смысл учёта и анализа текучести персонала? От чего зависит допустимый уровень текучести? Перечислите основные разделы описания должности. Какова логика разработки содержания этих разделов? Перечислите основные этапы обработки вакансии. Какой из них вам представляется ключевым? Перечислите основные виды внутренних перемещений сотрудников в организации. Укажите их достоинства и недостатки. Сравните различные источники подбора кандидатур с точки зрения их стоимости и эффективности. Опишите технологию набора в целом. Охарактеризуйте различные методы отбора кандидатов. Перечислите основные виды и этапы собеседования как технологии отбора. Перечислите основные этапы процедуры отбора кандидатов на должность. Приведите практические примеры. Перечислите основные проблемы, связанные с увольнением сотрудников. Приведите практические примеры. Перечислите основные методы выявления потребностей в обучении. Сформулируйте взаимосвязь между источниками возникновения потребностей в обучении и методами их выявления. Что такое профессиограмма? управления персоналом на предприятии? Дайте обоснование вашего ответа. Перечислите основные цели обучения в организации. Каково практическое применение классификации целей? Перечислите и охарактеризуйте источники возникновения потребностей в обучении.
Контрольные вопросы по курсу «УПРАВЛЕНИЕ ПРЕСОНАЛОМ» Охарактеризуйте виды занятий по критериям сложности их организации и эффективности. Каковы причины возникновения отрицательной мотивации к обучению у сотрудников организации. Приведите практические примеры отрицательной мотивации к обучению у сотрудников, полезные для организации. Какую информацию необходимо иметь для разработки программы обучения? Приведите практические примеры. Что необходимо делать в рамках подразделения после завершения обучения рядового сотрудника, руководителя? В каких технологиях работы с персоналом применяется оценка сотрудника руководителем? Перечислите основные инструменты оценки персонала. Продемонстрируйте их применение на практических примерах. С чего должно начинаться внедрение системы регулярной оценки персонала в организации? В чём заключается основной смысл оценочного собеседования руководителя с сотрудником? Охарактеризуйте преимущества и недостатки центра оценки как комплексной кадровой технологии. Какова роль и задачи оценки персонала? В чем принципиальная разница между экспертным и инструментальным подходами к оценке работника? Что такое мотивация труда? Перечислите и охарактеризуйте основные цели мотивации персонала организации. Теория мотивации Абрахама Маслоу. Теория приобретенных потребностей Мак Клеланда. Назовите основные инструменты мотивации персонала организации. В чём заключаются основные задачи системы оплаты труда персонала в организации? На каких критериях основана оценка должностей в организации? Каково назначение премии с точки зрения целей системы мотивации персонала в организации? Перечислите основные недостатки системы оплаты труда типа "оклад плюс процент от объёма продаж". В каких видах бизнеса целесообразно использование подобной системы? Каково назначение льгот и компенсаций с точки зрения целей мотивации персонала в организации? В чём смысл использования нематериальных методов мотивации персонала в организациях с высокой зарплатой? Что такое текучесть персонала? Что такое социальная эффективность управления персоналом? Управление деловой карьерой. Виды карьеры. Цели карьеры. Служебно-профессиональное продвижение. Подготовка руководящих кадров. Перечислите основные направления воздействия на организационную культуру организации. Приведите примеры обычаев и традиций известных вам организаций.
Рекомендуемая основная литература по курсу «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» Трудовой кодекс Российской Федерации - М.: ООО "Витрэм", 2002 - 192 с. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Инфра-М, 2003. - 636 с. Управление персоналом государственной службы: Учебник / Под ред. В.Е. Охотского. - М.: РАГС, 2002. - 295 с. Архипова Н.И., Артемов О.Ю., Ермакова И.Н. Овчинникова Н.В. Кадровый менеджмент. - М.: ПРИОР, 2001, 456 с. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. Учебник - М.: ЮНИТИ, 2000, 423 с Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления. Учебное пособие. - М.: Гелан, 2001, 411с. Веснин В.Р. Менеджмент персонала. - М.: Т.Д. "Элит - 2000", 2000, 304 с. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. - Новгород: НИМБ 2001, 720с. Федосеев В.Н. Управление персоналом. Учебный курс. –М.-Ростов н/Д, 2006, 528 с. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2000. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. М., 2007