наблюдение, опрос эксперимент статистический анализ,
Если цена на товар сокращается, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос предъявляется на все большее количество данного товара Если цена на товар сокращается, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос предъявляется на все большее количество данного товара Эффект дохода Эффект замещения Убывание предельной полезности
Роберт Гиффен, английский экономист Роберт Гиффен, английский экономист (1837-1910) Обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Кривая спроса на картофель имела "восходящий" вид, что противоречило закону спроса.
инфляционные (или дефляционные) ожиданиях потребителей инфляционные (или дефляционные) ожиданиях потребителей цена как признак качества цена как мерило престижности товара
ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА (цена=const)
Вкусы и предпочтения потребителей Вкусы и предпочтения потребителей Доходы потребителей Число потребителей Цены на другие товары Экономические ожидания потребителей
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (S, supply) ПРЕДЛОЖЕНИЕ (S, supply) совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке, и которые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах. РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ S=s1+s2+…+sn
ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (Qs) ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (Qs) количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (Рs) минимальная цена, по которой продавец готов реализовать данное количество товара.
Количественная зависимость между величиной предложения и определяющими его факторами (детерминантами), Количественная зависимость между величиной предложения и определяющими его факторами (детерминантами), Qs=Qs (P,… Х), где Qs - величина предложения на товар, Р - цена товара, X – прочие факторы.
ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Издержки производства, определяемые Издержки производства, определяемые ценой на ресурсы, величиной налогов, технологией производства Экономические ожидания производителей Количество производителей Цены на сопряженных рынках
Состояние, при котором ни у кого из экономических субъектов не возникает побуждений к изменению его параметров (равновесной цены и/или равновесного объема) Состояние, при котором ни у кого из экономических субъектов не возникает побуждений к изменению его параметров (равновесной цены и/или равновесного объема)
Равенство величины спроса величине предложения при данной цене, Равенство величины спроса величине предложения при данной цене, Qd (P) = Qs (P)
РЫНОК СВОБОДНЫХ БЛАГ РЫНОК СВОБОДНЫХ БЛАГ Равновесие достигается уже при нулевой цене.
2. РЫНОК ТОВАРОВ, ПРОИЗВОДСТВО КОТОРЫХ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО 2. РЫНОК ТОВАРОВ, ПРОИЗВОДСТВО КОТОРЫХ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО Равновесие достигается при нулевом объеме.
3. МОДЕЛЬ РЫНКА ТРУДА 3. МОДЕЛЬ РЫНКА ТРУДА Возможно существование двух точек равновесия.
МГНОВЕННЫЙ ПЕРИОД МГНОВЕННЫЙ ПЕРИОД КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД СВЕРХДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Нет возможности изменить имеющиеся у фирмы ресурсы Нет возможности изменить имеющиеся у фирмы ресурсы Предложение фиксировано и не зависит от уровня рыночных цен Цена зависит исключительно от спроса
Фирма может частично изменить имеющиеся у нее ресурсы Фирма может частично изменить имеющиеся у нее ресурсы Предложение реагирует лишь до определенного уровня на изменение рыночных цен Цена определяется взаимодействием спроса и предложения также до определенного уровня
Фирма может изменить все имеющиеся у нее ресурсы Фирма может изменить все имеющиеся у нее ресурсы Предложение гибко реагирует на изменение рыночных цен и конъюнктуры Цена полностью определяется взаимодействием спроса и предложения
Cпособность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к нему под влиянием лишь своих эндогенных (внутренних) факторов.
ЦЕЛЬ МОДЕЛИ ЦЕЛЬ МОДЕЛИ Анализ стабильности рыночного равновесия и необходимости государственного регулирования
ИСХОДНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ ИСХОДНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ величина спроса зависит от цен текущего периода, величина предложения - от цен предшествующего периода, Qd=Qd(Pt) Qs=Qs(Pt-1), где t - период времени. функции спроса и предложения являются линейными, Qd=a-b Pt Qs=c+d Pt-1, На спрос и предложение не действуют неценовые факторы.
ГРАФИЧЕСКИЙ ВИД МОДЕЛИ ГРАФИЧЕСКИЙ ВИД МОДЕЛИ В зависимости от соотношения угла наклона кривой спроса (b) и угла наклона кривой предложения (d) (угол определяется по отношению к оси цены) выделяют три случая:
Углы наклона спроса и предложения равны (чувствительность к изменению цен одинаковая). Углы наклона спроса и предложения равны (чувствительность к изменению цен одинаковая).
2. Угол наклона спроса меньше угла наклона предложения (чувствительность к изменению цен у производителей выше). 2. Угол наклона спроса меньше угла наклона предложения (чувствительность к изменению цен у производителей выше).
3. Угол наклона спроса больше угла наклона предложения (чувствительность к изменению цен выше у потребителей). 3. Угол наклона спроса больше угла наклона предложения (чувствительность к изменению цен выше у потребителей).
Нестабильность рыночного равновесия (ситуация 2), а также так называемые «провалы рынка», могут вынудить государство вмешаться в рыночный механизм равновесия через: Нестабильность рыночного равновесия (ситуация 2), а также так называемые «провалы рынка», могут вынудить государство вмешаться в рыночный механизм равновесия через: Введение налогов, Выплату государственных дотаций, Установление фиксированных цен выше или ниже равновесного уровня и т.д.
Дать письменный анализ конъюнктуры рынка, на котором работает ваша компания. Дать письменный анализ конъюнктуры рынка, на котором работает ваша компания. Анализ должен включать: краткое описание текущей рыночной ситуации , перечень наиболее значимых факторов спроса и предложения, графическую модель равновесия спроса и предложения подтвержденные мнением экспертов и графическим анализом прогнозы относительно динамики цен и объемов продаж в перспективе.