Рынки факторов производства Особенности рынков факторов производства Рынок труда и заработная плата
Структура рынков факторов производства Совершенно конкурентные рынки – много продавцов и покупателей Монопсония – монополия со стороны спроса, один покупатель Монополия – один продавец Двусторонняя монополия – один покупатель и один продавец
Особенности рынков факторов производства. Цель раздела – исследование рынков, на которых фирмы покупают необходимые им для производства товаров экономические ресурсы. От рационального использования ресурсов зависит эффективность работы фирмы. Рынки ресурсов и рынки готовых товаров имеют много общего в принципах организации и установления равновесия. Однако, существуют отличия.
Модель круговых потоков
Особенности функционирования рынка ресурсов: 1. На рынке ресурсов фирмы выступают в качестве покупателей, а домохозяйства – в роли продавцов. 2. Спрос фирм на факторы производства носит производный (вторичный) характер, т. е. зависит от спроса на готовые товары. 3. На рынке ресурсов фирма закупает необходимые ей факторы производства и комбинирует их определенным образом с целью получения наибольшей отдачи от вложений.
5. Зависимость: чем больше единиц ресурса использует фирма, тем ниже предельная производительность каждой из них. 5. Зависимость: чем больше единиц ресурса использует фирма, тем ниже предельная производительность каждой из них.
Кривая предельного продукта в денежном выражении
Кривая предельных издержек ресурса
6. Фирма приобретает такое количество ресурсов, когда соблюдается равенство: MRP = MRC Условие максимизации прибыли фирмы рынке факторов производства 7. В долгосрочном периоде фирма может изменить количество всех ресурсов, которые она привлекает (все ресурсы являются переменными).
Графическая иллюстрация правила MRP = MRC
Выбор варианта сочетания ресурсов
Сочетание двух ресурсов, минимизирующего издержки фирмы
Оптимальные пропорции использования ресурса MRP1 MRP2 P1 P2
Предельный продукт труда в денежной форме зависит от цены дополнительной единицы выпускаемой продукции MRPL= MPL • P
2. Рынок труда и заработная плата. Труд –вклад в производство, сделанный людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий Слово труд происходит лат. Tripalus- мучить –приспособление из трех кольев, необходимое для обездвиживания строптивых лошадей, когда их подковывали Греки и римляне пользовались двумя другими словами для обозначения труда: labor, opus (физический, тяжелый труд и творческий, созидательный труд)
Рассмотрение труда как экономической деятельности предполагает выделение 3-х составляющих: 1). Демографические аспекты труда; 2). Экономические составляющие труда; 3). Юридические и социальные условия труда. Демографические аспекты: В образовании ВВП участвует только экономически активное население- население в трудоспособном возрасте, которое занимается профессиональной деятельностью.
Выделяют три возрастные группы населения: 1) 0 – 19 лет; 2)20 – 64 лет–трудоспособный возраст; 3) 65 лет и старше. В большинстве стран уровень экономически активного населения составляет 40-45% На предложение рабочей силы влияет уровень рождаемости в стране На динамику рабочей силы влияют процессы иммиграции (20% прироста населения в США, ФРГ)
Экономические аспекты труда Труд – есть соотношение между полезностью (производительностью) и неполезностью (издержками). Полезность –продуктивность труда. Одновременно труд –это тяжелая деятельность (неполезность). Это отказ от альтернативного использования времени: отдыха, досуга, прогулки, хобби. В глубине сознания труд воспринимается как наказание.
Юридические и социальные условия труда По мере развития человеческого общества правовой режим труда эволюционировал в сторону свободы Отличительные черты системы свободного труда: Принадлежность рабочей силы тому, кто ее предлагает (работнику); Функционирование предложения и спроса на труд осуществляется на рынке. Рабочая сила считается товаром, имеющим цену.
Спрос на ресурс на конкурентном рынке
Сдвиг кривой спроса на ресурс
Факторы спроса на ресурс От отдачи данного ресурса От цены экономических благ, произведенных с его помощью От цены самого ресурса
Предложение труда Исходит от отдельного работника или работника, являющегося членом профсоюза На индивидуальном уровне каждый решает для себя проблему предложения труда, исходя из потребительского выбора между досугом и потреблением благ, которые можно получить за 1 час работы Рост зарплаты имеет два противоположных эффекта: эффект замены и эффект дохода.
Предложение ресурсов на конкурентном рынке
Эффекты замены и дохода Эффект замены –по мере роста зарплаты работник заинтересован трудиться дополнительное время, т.к. оно лучше оплачивается. У работника формируется склонность заменить досуг работой. Эффект дохода –с увеличением рабочего времени 1 час досуга работника становится более дорогим, т.к. его становится все меньше. Наступает момент, когда работник не хочет дальше жертвовать досугом с ростом оплаты. Кривая предложения имеет загибающую форму –иллюстрация эффекта дохода.
Кривая индивидуального предложения труда
Рыночное равновесие на рынке ресурсов
Спрос и предложение для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции
Цена фактора труд – зарплата. Зарплата –денежный доход, получаемый наемным работником за выполненную работу. Особенность зарплаты – выступает основным источником доходов трудящегося населения. Назначение зарплаты состоит: С точки зрения работника –обеспечение экономических условий существования. С точки зрения фирмы –обеспечение мотивации работника к труду. Доля зарплаты в совокупном денежном доходе населения -66.1% (в 2006 году в России)
Предложение труда определяется величиной зарплаты. Заплата делится на номинальную и реальную. Номинальная –сумма денег, получаемая за выполненные работы. Реальная –стоимость благ, товаров, услуг, которые можно приобрести за номинальную зарплату. Для рыночной экономики характерна дифференциация уровней зарплаты.
Факторы дифференциации зарплаты: 1) Природные способности человека (умственные и физические). 2) Уровень квалификации и профессиональной подготовки (образование, опыт). 3) Сфера (отрасль) занятости. 4) Степень мобильности рабочей силы. 5) Соотношением спроса и предложения на определенный труд –наличием неконкурирующих групп.
Формы зарплаты: Повременная –зарплата, рассчитываемая в зависимости от количества проработанного времени. Сдельная –зарплата, рассчитываемая в зависимости от количества выпущенной продукции с учетом ее качества. Существование 2-х основных форм зарплаты породило многочисленные варианты их применения и сочетания –системы зарплаты.
Система заработной платы Совокупность принципов и элементов организации оплаты труда работников. Включает дополнительные материальные и моральные элементы вознаграждения: Систему участия работников в прибылях; Бонусы; Дотации на питание, проезд; Предоставление кредита; Медицинское обслуживание; Страхование жизни; Пенсии; Загородные поездки; Оплата образования работников.
Маркситское понимание зарплаты Рабочая сила –способность человека к труду. Ее покупает капиталист – собственник средств производства. Рабочая сила как товар имеет два свойства: Стоимость –сумма всех средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Потребительная стоимость – способность создавать новую стоимость, превышающую саму стоимость рабочей силы. Ее присваивает капиталист.
Рынок труда при несовершенной конкуренции Монопсония –наличие на рынке единственного покупателя рабочей силы. Признаки монопсонии: Сосредоточение основной части занятых на одной фирме. Отсутствие мобильности работников. Наличие контроля над ценой труда со стороны монопсониста с целью максимизации прибыли.
Монопсония на рынке труда
Профсоюзы (монополия) на рынке труда Профсоюзы –объединения наемных работников, создаваемые с целью защиты их экономических интересов и улучшения условий труда. Ставка зарплаты, установленная под давлением профсоюзов, выше равновесной. Кривая предложения труда превращается в ломанную кривую. В соответствии со своей кривой спроса фирма ответит на рост ставки зарплаты, сокращением числа занятых работников.
Профсоюзы на рынке труда
Человеческий капитал фирмы
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ Совокупность занятых на фирме людей с их знаниями и опытом, умением координировать действия и желанием работать на благо компании
Факторы, влияющие на размер человеческого капитала Общая численность персонала Квалификация, профессиональная подготовка и степень слаженности работы Степень лояльности занятых к интересам фирмы