Урок- презентация форма проведения- деловая игра тема раздела «Понятие бюджета» 8 класс предмет «Технология» раздел «Домашняя экономика» Тема урока: Рациональный потребительский бюджет. Учитель технологии: Кузнецова Л.В. первая квалификационная категория
Цель урока: Продолжить изучение темы «Понятие бюджета»; Закрепить знания по видам, уровням бюджета , формированию доходной и расчёту расходной части бюджета; Познакомить с понятием –рациональный потребительский бюджет Формировать умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Развить умение и навыки работы с экономическими документами (бланки игры как вариант документации) ; умение работать в группе. Воспитывать ответственное отношение к финансам. Формировать финансовую грамотность. Комментарий: Данный урок является продолжением изучения темы «Понятие бюджета». На предыдущем урок было изучено: теоритическая часть- понятие бюджета, его уровни, виды и структура; практическая часть-начало деловой игры (цель, правила, работа в группах по заполнению бланка №1-доходы семьи)
Тип урока: комбинированный Используемые на уроке технологии: 1. Групповой деятельности. 2. Проблемное обучение. 3. Критическое мышление. 4. Мультимедийные.
Виды учебной деятельности на уроке: 1.Самостоятельная работа в группах по определению доходной и расходной части бюджета. 2. Анализ-определение соответствия разработанного бюджета рациональному потребительскому бюджету. 3.Вывод по сделанной работе(элементы дискуссии). 4.Творческое задание – разработка символа бюджета. 5.Просмотр слайдов.
Структура урока: 1.Организационный момент: -приветствие; -объявление темы, цели и структуры урока. Вступление к уроку (эпиграф) 2.Теоритическая часть- активизация изученного материала (устное повторение по вопросам учителя , проверка ответов по слайдам). 3.Практическая часть-изучение нового материала (в процессе деловой игры). Заключение(рефлексия через творческое задание)
Вступление : Кустарь Илья Иванович Спиридонов выиграл по золотому займу пять тысяч рублей золотом. Первое время Илья Иванович ходил совсем ошалевший, разводил руками, тряс головой и приговаривал: - Ну и ну…Ну и штука…Да что же это братцы?.. Потом, освоившись со своим богатством, Илья Иваныч принимался высчитывать, сколько и чего он может купить на эту сумму. Но выходило так много и так здорово, что Спиридонов махал рукой и бросал свои подсчёты… -Ну, что ж теперь делать-то будешь?- спрашивал я .-Чего покупать намерен? -Да чего-нибудь куплю,- говорил Спиридонов.- Вот дров,конечно,куплю. Кастрюли, конечно, нужны новые для хозяйства…Штаны, конечно… М.Зощенко
2.Теоритическая часть: Активизация изученного материала (повторение) Бюджет – структура всех доходов и расходов за определённый период времени(месяц, год и т.д.) Уровни бюджета: личный бюджет, семейный, предприятия, фирмы, города, государства и др. Сбалансированный; Дефицитный; Профицитный.
Доход-деньги или материальные ценности, получаемые семьей за какой-либо род деятельности(за труд)
Расходы- это затраты, издержки, осуществляемые семьёй с целью удовлетворения потребностей. Величина сбережений зависит от дохода и является расходом будущего периода.
Деловая игра. Рациональный потребительский бюджет. 3.Практическая часть: Изучение нового материала.
Источники дополнительных доходов семьи: Сумма: 1.Приусадебный участок (цветоводство) 2000р 2. Недвижимость(гараж, сдаваемый в аренду, по договору) 10000р. 3. Предпринимательство (ЧП-услуги перевозки ) 5000р. Общая сумма доходов за месяц 117000р.
Источники дополнительных доходов семьи: Сумма: 1.Репетиторство на дому 1200р. 2.Предпринимательство(услуги по настройке компьютеров) 4000р. 3.Предпринимательство(рукоделие-плетение кружев) 3000р.
Источники дополнительных доходов семьи: Сумма: 1.Недвижимость(квартира) 10000р. 2.Предпринимательство(ремонт электротехники) 7000р. 3.Приусадебный участок(рассада) 3000р.
Общая сумма доходов семьи за месяц: 110500 р. (из бланка №1)
Общая сумма доходов семьи за месяц: 89 200 р ( из бланка №1).
Общая сумма доходов семьи за месяц: 117 000р. (из бланка №1)
Знакомство и понятием: Рациональный потребительский бюджет. РПБ- теоретический, идеальный бюджет , в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления духовных и материальных благ, в их определённом, целесообразном с научной точки зрения наборе.
рациональный потребительский бюджет
Анализ выполненной работы. Ответы на вопросы(дискуссия): 1.Считаете ли вы полученные данные по РПБ более соответствующими реальности чем ваше распределение доходов? 2.Корректировку каких статей бюджета желательно провести вашей группе ? Почему? 3.Что такое по вашему мнению - Рациональный бюджет семьи?
Заключение : Творческое задание- разработать символ, которым можно обозначить понятие и слово бюджет. -Помните, что человек, который ведёт свой бюджет в большей мере является хозяином своих денег, чем тот, кто этого не делает!
Защита результатов творческого задания. Рефлексия по вопросам учителя в процессе защиты работы.
Урок окончен. Спасибо за внимание.
Научно-методическая комплекс: -Симоненко В.Д.,Шелепина О.И «Семейная экономика»: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват.учрежд. Образовательная область «Технология».-2-е изд.испр.идоп.-М.:Вита-Пресс,2002.-192с. -Райсберг Б.А. «Экономическая энциклопедия для детей и взрослых».-М.:АОЗТ «Нефтехиминвест»,1995.-688с.