Выполнила: учитель обществоведения высшей квалификационной категории Сорокина О.В. Глобализация
Вводная часть урока. 10 минут Мы продолжаем изучение материала «Современный этап мирового развития». На очереди 7 и 8 уроки данного раздела. Мир, в котором мы живем, сложен в изучении и понимании. Он многообразен. Обратимся к следующему слайду.
Многообразие современного мира
Однако американские политологи полагают, что сегодня мир «превращается в одну большую деревню». Они полагают, что формируется новое мировое явление, которое называется «целостность»
Понятие целостности Целостность – означает уровень достижения целого – такого состояния, в котором ни один элемент не может существовать без других элементов, и сам он своей деятельностью обеспечивает существование других элементов. В качестве особой социальной целостности (общности) обществоведы выделяют человечество, т.е. всех людей на земле, рассматриваемых в их целостности. В современном мире эта целостность все больше и больше укрепляется, то есть происходит процесс, который назвали глобализацией
Глобализация Резко возросшее взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств, распространяющееся на все сферы общественной жизни. Глобализация - процесс объединения в единую систему экономического, информационного, культурного пространства разных стран планеты Есть ли основание считать мир единым?
Единство современного мира
Взгляды на процесс глобализации 1. Глобализация – не новое явление, а продолжение международного разделения труда, обеспечивающее прогрессивное развитие всех стран 2. Глобализация - принципиально новое явление, объективый процесс, который невозможно остановить, его нужно приветствовать глобалисты 3. Глобализация - особый инструмент для усиления господства стран-лидеров над остальным миром 4. Глобализация - попытка захвата транснациональными корпорациями рычагов власти и диктата своей воли 5. Глобализация - несправедливая по отношению ко многим народам политика перераспределения мировых ресурсов 6. Глобализация - локальный процесс, касающийся немногих стран и не являющийся общей мировой тенденцией Антиглобалисты Какая из точек зрения представляется вам более адекватно отражающей реальность и почему? Можно ли сразу решить возникшую проблему?
Тема урока, задачи урока «Глобализация» (2часа) Цель: Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ Задачи урока учителя: 1. Обеспечить условия для получения знаний по конкретной теме, решения учебной проблемы; 2. Помочь сформировать гражданскую позицию; 3. Закрепить навык работы с различными источниками, в том числе и с альтернативными Задачи урока учащегося ? Определите ваши задачи, исходя из того уровня ЕГЭ, который вы выбрали для себя I вариант Углубление знаний по теме (части А и В ) II вариант Подготовка к выполнению заданий части С (структуризация учебного материала)
Результат работы 1. Решение выявленной проблемы (для учащихся , выполняющих часть А и В ЕГЭ) 2. Подготовка индивидуального материала к заданию С8 ЕГЭ (для учащихся, выполняющих часть С ЕГЭ) Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Глобализация». Составьте план в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы по подпунктам
Контрольные задания по теме «Глобализация» Общее задание для всех учащихся – решение учебной проблемы Вариант части А и В Вопросы 1, 2, 4, 7 на стр. 392 учебного пособия Вариант части С Задания 2, 3, 4 на стр.392 – 393 учебного пособия Работа с источником на стр. 393 учебного пособия
Самостоятельная работа учащихся Итак, 3 источника информации перед вами: Учебное пособие, стр. 383; Материал на персональных компьютерах; Дополнительный материал , необходимый для части С, на моем ноутбуке. Прошу приступить к работе. Работаете в своем темпе, ибо мы с разной скоростью усваиваем материал и осмысляем его.
Материал на рабочем столе. Целостность современного мира 1. Развитие национальных экономик привело к формированию единого всемирного хозяйства: мирового рынка, транснациональных компаний и финансовых групп, разделению труда, экономических интересов и влияний в масштабе планеты. Примеры: Всемирный банк; Международный валютный фонд; Мировой банк реконструкции и развития.
Продолжение 2. Развитие транспорта привело к интенсивным миграционным процессам, частым краткосрочным передвижениям людей из страны в страну с разными целями. Примеры: туризм, обучение, лечение, сезонная и вахтовая работа .
Продолжение 3.Развитие средств связи и коммуникации создало мировую информационную сеть, сделав доступным общение людей в разных точках земного шара. Примеры: Интернет (информация передается в считанные минуты на десятки тысяч километров);
Продолжение 4. Массовое производство и информатизация формируют единое культурное пространство, единые образцы культуры (массовая культура). Примеры: Мировая массовая культура (музыкальные хиты, книги о Гарри Потере, «мыльные оперы»); Единые стандарты производства и потребления
Продолжение 5.Взаимосвязи государств и народов, создание и работа международных организаций делают единой политическую историю. Примеры: Механизмы обеспечения безопасности (миротворческие операции, международные санкции, антитеррористическая борьба) Институты глобальной политики (ООН, ЕЭС, Совет Европы)
Последствия процесса глобализации
Антиглобализм Проблемы глобализации: Экономика: нещадная эксплуатация природных ресурсов приводит к возникновению экологических проблем; все большее внимание уделяется не производственной деятельности, а финансовым отношениям; результатом деятельности транснациональных корпораций является не создание национально ориентированных экономик, а бездушный глобальный рынок; Культ потребительства, денег угрожает самым сущностным гуманитарным основам человеческого бытия; сопровождается стремительной экспансией западных ценностей, западного образа жизни, вестернизацией, вступает в противоречие с традициями и культурой; Увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами. Богатые, мировой «север», становятся еще богаче и могущественнее, превращаясь в замкнутый элитный клуб, а бедные, мировой «юг», становятся беднее и неспособны приблизиться к приемлемым стандартам жизни. Задача, стоящая перед человечеством – обеспечение непротиворечивого единения экономических, политических и культурных процессов
Противоречия современного мира и перспективы общественного развития 1. Если в доиндустриальном обществе ведущую роль играло вещество, в индустриальном – энергия, то в постиндустриальном – информация. Объективное противоречие современного мира – между плотностью информации и возможностью ее проверки и оценки. Оптимисты: появится «коллективный разум планеты», регулирующий производство и потребление, социальные отношения и отношения с природой в глобальном масштабе. Пессимисты: информационные войны, использование потоков дезинформации, создание тотального контроля над личностью
Продолжение 2. Общим показателем уровня развития общества становится качество жизни человека. Однако высокий уровень жизни доступен далеко не всем. Оптимисты: передовые технологии сделают жизнь человека максимально безопасной и комфортной. Все больше внимания будет уделяться обеспечению здоровья и продолжительности жизни. Пессимисты: усиление социального неравенства, в связи с чем здоровье и долголетие, разнообразный и насыщенный досуг станут достоянием богатых, а удел бедных – быть придатком роботизированных систем и питаться суррогатными продукта ми.
Продолжение 3.Усиливается противоречие между человеком и природной средой. Оптимисты: противоречие разрешится внедрением экологически чистых и ресурсосберегающих технологий. Пессимисты: безудержный рост потребления, свойственный современному обществу приведет к экологической катастрофе.
Перспективы общественного развития После второй мировой войны активизировался процесс установления либерально – демократических режимов в странах мира. Пик этого процесса приходится на конец XX века, что позволило выдвинуть оптимистическое предположение: автономия личности, правовое регулирование социальных отношений станут планетарным явлением. В тоже время усилились позиции фундаментализма, сутью которого является стремление изменить общество и личность с высшими религиозными целями. Пессимисты предвидят следующий исход: - возникнут тоталитарные режимы и война, навязанная ими, либо объявленная им либеральными странами.
Проверка учебной проблемы. Рефлексия. 20 минут Возвращаемся к выявленной нами в начале урока проблеме. Прошу предлагать свои решения Проанализируйте свою работу: Достаточно ли было предложенных вам источников информации? Удалось ли решить ваши индивидуальные цели? С какими трудностями встретились в ходе работы? Какую индивидуальную консультацию хотели бы получить? Прошу сдать выполненные задания на проверку