Олигополия Олигополия рыночная структура, при которой большая часть производства и продаж осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий Монополистическая конкуренция рыночная структура, характеризующаяся наличием большого количества небольших фирм, выпускающих дифференцированную продукцию
Количество фирм в отрасли небольшое и, как следствие, Количество фирм в отрасли небольшое и, как следствие, Особые взаимоотношения фирм на рынке. Продукция однородная или дифференцированная Высокая рыночная власть Вход на рынок для новых фирм труден, но возможен
По характеру барьеров различают По характеру барьеров различают два типа рынков
1. Медленно растущие рынки 1. Медленно растущие рынки
1. Медленно растущие рынки 1. Медленно растущие рынки
1. Медленно растущие рынки 1. Медленно растущие рынки
2. Динамично развивающиеся рынки 2. Динамично развивающиеся рынки
НЕКООПЕРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕКООПЕРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Фирма самостоятельно определяет цены и объемы выпуска
Исходные условия: Исходные условия: Рынок дуополии Товар однородный Рыночный спрос известен, Р=a-bQ, где Q=Q1+Q2 Решения принимаются одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга Выпуск конкурента предполагается постоянным Объем выпуска меняется от оценки предполагаемого выпуска конкурента.
Основная задача модели Основная задача модели Определить при каком объеме выпуска обе фирмы достигают равновесия, если сговор исключен. Рассмотрим задачу 11 (стр.116)
На локальном рынке действуют две компании. Рыночный спрос известен и имеет вид Рd=100 – (Q1+Q2). Предельные издержки обеих фирм одинаковы и равны МС1=МС2=10 у.е. Определите рыночную цену и отраслевой объем продаж, если фирмы ведут себя в соответствии с условиями модели Курно.
Взаимозависимость выпуска любой из фирм от предполагаемого производства конкурента, Q1=f(Q2) Взаимозависимость выпуска любой из фирм от предполагаемого производства конкурента, Q1=f(Q2) Q2=f(Q1)
Основная задача модели Основная задача модели объяснить жесткость цен в условиях некооперативной олигополии Исходные условия модели Три фирмы имеют примерно равные доли на слабо дифференцированном рынке; На рынке сложилась единая цена P* Оценим вероятную реакцию на одностороннее изменение ценовой политики одной из фирм
Фирма А понижает цены ниже уровня Р*, Фирма А понижает цены ниже уровня Р*,
Фирма А понижает цены ниже уровня Р*, Фирма А понижает цены ниже уровня Р*, конкуренты также скорее всего понижают свои цен
Графическое изображение Графическое изображение
Графическое изображение Графическое изображение
Графическое изображение Графическое изображение
Существуют ли исключения из данной модели? Существуют ли исключения из данной модели? См. задание 10 (стр.116)
Считается, что допущение о возможной реакции конкурентов в модели не является правильным, если Считается, что допущение о возможной реакции конкурентов в модели не является правильным, если понижение цены одним из конкурентов расценивается не как попытка ценовой конкуренции… В этих условиях реакции конкурентов будет зависеть от их видения ситуации. в условиях инфляции при серьезных изменениях в отраслевых издержках и/или рыночном спросе
Рыночная ситуация, при которой фирмы, сохраняя юридическую самостоятельность заключают соглашение относительно Рыночная ситуация, при которой фирмы, сохраняя юридическую самостоятельность заключают соглашение относительно принципа установления цен раздела рынков сбыта квот производства и сбыта участников обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес и т.д, с целью максимизации совокупной прибыли участников картеля
Классификация видов картеля Классификация видов картеля Национальные и международные Правомерные (желательные) и неправомерные
Факторы эффективности Факторы эффективности Эффективность антимонопольного законодательства Количество продавцов и производителей продукции Однородность выпускаемой продукции и сопоставимость издержек Стабильность и предсказуемость, низкая ценовая эластичность спроса Взаимоотношения между участниками картеля
Модель доминирующей фирмы Модель барометрической фирмы
Необходимые условия возникновения лидерства Необходимые условия возникновения лидерства Контроль над значительной частью рынка Наименьшие издержки в отрасли Высокая дифференциация продукции Условия сохранения доминирующего положения Установка на долгосрочную максимизацию прибыли Активное использование неценовых форм конкуренции Ориентация на диверсифицированное производство.
Матрица 1 «Дилемма заключенных» Матрица 1 «Дилемма заключенных» (года предполагаемого заключения)
Матрица 2. Дилемма ценообразования Матрица 2. Дилемма ценообразования (объем предполагаемой прибыли)
Высокая степень дифференциации продукции в отрасли Высокая степень дифференциации продукции в отрасли Значительное количество фирм Низкая рыночная власть Относительно небольшие барьеры вхождения: малый эффект масштаба производства, небольшие первоначальные инвестиции, небольшие размеры уже действующих предприятий.
Краткосрочный период Краткосрочный период Высокая монопольная власть в отдельной рыночной нише MC=MR
Указать Указать примерное количество участников, коэффициент их концентрации, тип продукта, существующие на рынке барьеры и коэффициент рыночной власти вашей компании Сделать вывод о типе рыночной структуры Совершенная или несовершенная конкуренция Характер взаимоотношений фирм на рынке Существование ценового лидера Применение на рынке стратегий ценовой дискриминации Отметить возможности и угрозы данной конкурентной среды для деятельности вашей компании.